ВОПРОС:Здравствуйте уважаемая Елена Геннадьевна!
Хотела обратиться к Вам
за консультацией. Я начинающий педагог-психолог. Недавно к нам в
детский сад в среднюю группу пришла девочка - ей скоро (в декабре) 4
года. 2 недели как она впервые пошла в сад. Девочка ни чем не интересуется (на 2-3 минуты только и получается
занять её чем-то), в игры одна или с другими детьми не играет, в
занятиях не участвует (пассивно сидит какое-то время потом
уходит). Только и делает, что слоняется по группе с блуждающим
взглядом. На предложение поиграть
или заняться чем-нибудь определённым или по её выбору отвечает
отказом, мне не удалось даже взгляд её поймать. Внешне она производить
впечатление "сама в себе", будто всё время не здесь находится, а ещё
кажется, будто она маленькая совсем - 1,5-2 года. Может разговаривать
сама с собой, кривляться, или напевать что-нибудь. Ведёт себя довольно
свободно в этих своих проявлениях. В поведении не наблюдается ни
скованности, ни стеснения. Легко общается к воспитателем или другим
зашедшим в группу на любые темы. Из разговора с мамой узнала, что дома
она также ничем не интересуется (любит рисовать смешивая-пачкая краски
- это всё, что вспомнила мама), часто обижается, плачет и бывает
агрессивна - щипает и толкает мать, надлюдает за реакцией. Не умеет
сама одеваться, не знает цвета, не умеет считать ... возможно просто не
хочет. Мама тоже не может понять - не хочет или не умеет. Мама
растеряна, переживает, не знает как ей себя вести с девочкой... У неё это второй ребёнок, самой маме за 40. С первым ребёнком проблем не было -
теперь он хорошо учится в школе. Мама, как мне показалось, тревожная.
Ходит по разным врачам, переживая за соматическое состояние девочки.
Мама смотрим на меня испуганными глазами и ждёт "помощи". Подскажите,
как диагностировать отклонения, и что это за странное поведение
ребёнка.
Юлия Кибирова
ОТВЕТ:
Добрый день, Юлия.
Начнем с того, какие задачи Вы перед собой ставите в отношении
этой девочки?
- Помощь в адаптации к детскому саду, которая, как
известно, может затянуться на период до 6 месяцев, а потом - по разным
причинам - так и не наступить?
- Диагностика ее развития?
- Участие в
нем?
Из Вашего описания ясно, что в настоящий момент девочка
дезадаптирована к детскому саду, что вполне естественно, учитывая
ситуацию, и может объяснять странности поведения. С другой стороны, не
могу не обратить Вашего внимания на явно противоречие в
характеристиках ребенка: невозможно поймать взгляд, "сама в себе",
"всё время не здесь находится", "слоняется по группе с блуждающим
взглядом" и в то же время: "В поведении не наблюдается ни скованности,
ни стеснения. Легко общается с воспитателем или другим зашедшим в
группу на любые темы".
Что касается умений и навыков, то здесь все
зависит от того, чему и как ее учили дома. Для трехлетнего ребенка
вполне простительно не уметь считать и не знать цвета. А переживающие
за соматическое здоровье ребенка мамы зачастую излишне их
инфантилизируют, продолжая одевать, раздевать, кормить с ложечки
вплоть до школьного возраста, не приучают к самостоятельности. Девочка
не без особенностей, но Вы не сможете ничего узнать о ней, пока не
наладите контакт, которого, как я понимаю, еще нет. В любом случае,
лучшая практика для начинающего психолога - наблюдение. Наблюдайте за
поведением, реакцией ребенка в разных ситуациях и ведите подробный
дневник. У Вас будет хороший материал для качественного анализа, на
основании которого можно будет делать выводы о развитии девочки и
процессе ее адаптации к детскому саду.
С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.