Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев

Моторное развитие

Нормы развития:

3 - 4 мес.
- развитие позовых движений; формирование предпосылок хватания;
- может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба);
- сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках);
- лежа на спине может поднимать и удерживать головку (основа умения вставать);
- ребенок тянется к ближайшим объектам, протягивая к ним руки (предпосылка хватания: дотягивание), взрослый фиксирует внимание ребенка на предмете.

4 - 5 мес.
- переворачивается с живота на спину;
- лежа на спине, приподнимает головку и плечи;
- сидит с поддержкой, сохраняя прямой головку и спину (сидит, держась за ручки – поддержка только спереди);
- может быть поставлен и сохранять позицию стоя с поддержкой;
- начинает дотягиваться и схватывать предметы;
- начинает перекладывать предметы из руки в руку;
- может поддерживать бутылочку одной-двумя руками (активно включается в совместную деятельность кормления) - развивается высокий уровень сенсо-моторной координации (глаз-рука).

5 - 6 мес.
- может переворачиваться со спины на живот (подготовка к умению ползать и садиться);
- сидит почти без поддержки, практически самостоятельно;
- лежа на животе, начинает ползать вперед-назад с помощью ног, управляя руками (взрослый должен организовывать ползание ребенка: выкладывать на живот, на большом пространстве, привлекать игрушками);
- появление первых простых результативных действий – простейших манипуляций эпизодического характера (размахивание, перекладывание, постукивание);
- может захватывать маленькие объекты с плоской поверхности (дифференциация четырех пальцев и большого пальца).

Рекомендации:

1). Не ограничивать свободу движений ребенка
2). Увеличение жизненного пространства: чаще высаживать на стул, выносить на прогулки.
3) Формирование хватания:
Дотягивание.
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.
Захват.
Ощупывание ручек под контролем зрения: зрительная моторная координация.
Развитие исследовательской деятельности в пределах собственного тела.
Использование руки и рта в исследовательских движениях.
Развитие дотягивания к предметам.
Базовая ситуация для появления хватания – ситуация общения ребенка с матерью (предмет становится значимым).

Простейшие манипуляции с предметом:
- зрительное сосредоточение на предмете;
- предмет помещается в рот (палец – в рот);
- предмет отбрасывается;
- предмет и палец равнозначны.

Движения руки (с погремушкой) со зрительным контролем и без. – Зрение не только сопровождает руку, но и предвосхищает ее.

Эмоциональное (социальное) развитие.

Нормы развития:

В контексте приобретения устойчивости комплексом оживления, все более выражены компоненты, инициатива переходит к ребенку, ребенок становится более избирательным; общение ребенка со взрослым приобретает черты предметного общения.

3 - 4 мес.
- улыбается всем людям легко и открыто;
- громко смеется;
- узнает маму и папу и поворачивается на знакомые голоса;
- может улыбаться изображению в зеркале;
- появляется гуление, может произносить слог из гласных (о-о, а-а, у-у), имитируя взрослого человека (в перерыве между речью взрослого – когда ребенок предоставлен сам себе);
- появляются первые игры ребенка, они начинают доставлять ребенку удовольствие; игры – повторы взаимодействия со взрослыми, которые очень значимы для ребенка.

4 - 5 мес.
- увеличение инициативы:
- смеется и издает звуки, чтобы привлечь внимание;
- узнает разных членов семьи;
- появляются реакции страха и гнева (ребенок впервые начинает бояться); гнев появляется при ограничении потребностей и активности; сопротивляется, когда отбирают игрушку (формирование предпосылок сохранения объектов, память, начало формирования аффективно-заряженных представлений);
- ребенок может начать подражать взрослому, его действиям ("ребенок входит в мир человеческих значений, действий через подражание"(Выготский Л.С.));
- интерес к игрушкам, желание манипулировать ими (предпосылка перехода в 6мес. к ситуативно-деловому общению).

5 - 6 мес.
- улыбается изображению в зеркале;
- отвечает на свое имя;
- появляется положительная эмоциональная реакция на других детей;
- волнуется и пугается в обществе незнакомых людей;
- умеет подражать выражению лица и интонации голоса (вокализации); "фыркание" - выражает недовольство;
- появляется интерес к играм, особенно к звуковым; высокая сензитивность к звукам, музыке.

Рекомендации:

Укрепление эмоциональной связи ребенок-взрослый происходит во время игры (прятки – "ку-ку", щекотание, поглаживание, купание; подкидывание, подбрасывание – опыт переживания фрустрационных ситуаций (страх потери опоры), имитационные игры - "велосипед" ножками).

Умственное развитие

Нормы развития:

3 - 4 мес.
- высокая степень готовности реагировать на окружающих людей и предметы (сенсорная активность);
- присвоение ориентировочной функции рукам наряду со ртом;
- увеличение объема памяти, продолжительности сохранения прошлого опыта, что проявляется в узнавании (образная и моторная память).

4 - 5 мес.
- увеличение периодов бодрствования и их устойчивость;
- прослеживание траектории предметов на значительных расстояниях (провожает взглядом падающие предметы) - переход к познанию мира предметов;
- дифференциация знакомых и незнакомых объектов и людей;
- наряду с гласными звуками произносятся и некоторые согласные (б, д, м) – но это еще не фонемы.

5 - 6 мес.
- использует пальцы и руку для исследования;
- может начать сравнивать одновременно два объекта (постукивание) – формирование сенсорных пред-эталонов как неких единиц функционирования восприятия;
- рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время;
- дотягивается и схватывает видимые предметы;
- начинает тянуться за упавшим предметом – начало сохранения объекта, тянется, если только предмет издает звук при падении;
- начинает произносить многие согласные и гласные.

Рекомендации:

1) Больше разговаривать с ребенком, включать радио, магнитофон, привлекать звуками.
2) Больше игрушек
3) Стимуляция реакции подражания: сначала имитировать самого ребенка (дает модель подражания).

Рекомендуемые статьи: Календарь развития ребёнка от рождения и до года. :: Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года. Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев.




loading...
Всего комментариев: 3 Написать комментарий
vichik (2012-07-30 20:54:04) ответить
Так интересно наблюдать за малышкой, когда она рассматривает свои ручки...А оказывается это особенность развития ребенка в 3 месяца.
Марина (2012-04-03 21:24:46) ответить
У вас с 3-4 и с 4-5 написано что переворачивается с живота на спину. а с 5-6 со спины на живот. Может наоборот?Или все правильно?
artemka (2009-03-04 12:01:24) ответить
календарь