Леворукий ребенок

Пока нет однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ее происхождении, психологических и физиологических особенностях леворуких людей. Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален.

Определение рукости. Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, так как переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. Начиная с 16-20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук. Действия, которые ребенок выполняет о ...
На вопрос о том, когда начинать обучение ребенка, единственно верный ответ — "с момента рождения". Возникают и другие вопросы: чему и как учить ребенка? Хотелось бы напомнить тезис известного русского психолога Л.С. Выготского: "Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться". Мы должны уметь определять "низкий порог обучения", тот уровень функционального и психического развития, без которого обучение невозможно, так как "обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать его тому, что он умеет самостоятельно делать". Еще раз напомним: все дети — разные, каждый ...
Мы неоднократно упоминали о том, что переучивание леворукого ребенка почти никогда не проходит без последствий. Взрослые часто говорят: “Я знаю переученного левшу — ничего особенного с ним не произошло” или “Меня переучили, ничего страшного”. Хотим вернуть вас к письму, которое мы уже цитировали вначале. Наша героиня внешне вполне благополучна, она закончила институт, работает преподавателем английского языка. Но это человек, который прожил жизнь “с огромным чувством вины... непонятной, но постоянной вины за то, что часто плачу, за то, что слишком ранимая... за то, что нитки сматываю “по-турецки” и белье выжимаю “не как все люди”... на правой руке у меня был писчий спазм — кисть, пальцы горели огнем, рука не могла писать”. Это при ...
1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости. 2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию. 3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать. 4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка. 5. Не рекомендуется “пробовать” научить ребенк ...
Для родителей, педагогов и воспитателей. Здравствуй, дружок! Я хочу познакомить тебя с очень интересным и умным человечком. Он, как и ты, всё делает левой рукой: держит в левой руке ложку и расчёску, левой рукой бросает мяч и левой рукой держит ракетку, когда играет в теннис. А самое главное — он рисует и пишет левой рукой и получается это у него очень хорошо, вот так: Если ты будешь стараться, он и тебя научит быть ловким и умелым. Коля с Дашей пишут правой, И они, конечно, правы. Ну а мне удобней левой — Я берусь за дело смело; Буквы ровно вывожу, За линеечкой слежу. Дом из кубиков умело Возвожу я тоже левой. И вообще, любое дело Мне удобней делать левой — Молотком стучать, лепить, Просто чай из чашки пить, ...
1. Заштрихуй (раскрась) фигуры. Объясни, где каждая фигура находится. Дорисуй что-нибудь на свободном месте и расскажи, в какой части листа находится твои рисунок. 2. Раскрась или заштрихуй фигуры: синим цветом — в правом верхнем углу; красным — в левом нижнем углу; зелёным — в правом нижнем углу; оранжевым — в левом верхнем углу. 3. Объясни, где расположены треугольники и круги. Нарисуй любую фигуру в квадрате и объясни, где она находится: 4. Дорисуй правую или левую половину на каждом рисунке. 5. Срисуй фигуры, заштрихуй левые части этих фигур. 6. Срисуй фигуры, заштрихуй правые части этих фигур. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 1. Тетрадь для занятий с детьми: Част ...
1. Дорисуй и заштрихуй цепочку фигур. 2. Найди и раскрась одинаковые рисунки. 3. Найди и раскрась одинаковые фигуры. 4. Найди созвездия: Большая Медведица, Лев, Лебедь. Соедини звёзды линиями по образцу. Лебедь Большая Медведица Лев Малая медведица 5. Найди, обведи и раскрась осенние листья: дуба — жёлтым цветом, а листья клёна красным Тетрадь для занятий с детьми: Часть 1. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 2. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 3. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 4. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 5. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 6. ...
1. Дорисуй фигуры по образцу. 2. Дорисуй фигуры по образцу. 3. Закрась или заштрихуй красным цветом квадраты на правой половине листа, а зелёным — звёздочки на левой. 4. Закрась или заштрихуй синим цветом треугольники справа, а жёлтым — ромбики слева. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 1. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 2. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 3. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 4. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 5. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 6. ...
Я научу тебя складывать забавные фигуры из треугольников и прямоугольников, Сначала нужно нарисовать квадрат и расчертить его вот так: ...
Дорисуй по образцу. Это алфавит. Все буквы от А до ЯОдни и те же буквы могут быть написаны по-разному. Внимательно рассмотри все буквы и обведи красным те буквы, которые «смотрят» вправо, а зелёным — те, которые «смотрят» влево. Наклей эти листы на картон и разрежь каждый квадрат на 4 части. Сначала научись складывать отдельные буквы, а потом — слова. Не теряй части букв. Храни их в конверте или в коробочке.Остальные буквы сделай самостоятельно. Я научу тебя писать правильно и красиво Но сначала запомни:• Есть буквы большие (заглавные) и маленькие (строчные). Например, любое имя или название города пишется с большой буквы. Аня, Оля, Москва.• Найди в любой книжке большие и маленькие буквы. • Все линии, ...
1. Сложи буквы из спичек (палочек). Напиши эти буквы. 2. Сложи буквы из спичек (палочек). Напиши эти буквы. 3. Сложи буквы из спичек (палочек). Напиши эти буквы. 4. Сложи буквы из спичек (палочек) и толстой нитки. Напиши эти буквы 5. Сложи буквы из спичек (палочек) и толстой нитки. Напиши эти буквы. Напиши своё имя. Напиши имя своей мамы и имя своего папы. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 1. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 2. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 3. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 4. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 5. Тетрадь для занятий с детьми: Часть 6. ...
На протяжении развития человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Психологические особенности леворуких детей. Для реализации дифференцированного подхода к леворуким детям не достаточно проявлять к их поведению и обучению иные, чем к правшам, требования. Необходимо учитывать различные причины леворукости, а также дифференцировать сами понятия "леворукость" и "левшество". Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика. Ведь кроме руки у человека есть ведущий глаз, ведущая нога, ведущее ухо. При обучении в школе самой важной представляется характеристика ведущей руки, т ...
Правое и левое полушария головного мозга предназначены для выполнения разных функций, что и носит название функциональной асимметрии полушарий. Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса. Несмотря на специализацию полушарий головного мозга, он функционирует как единое целое благодаря межполушарному взаимодействию. Известно, что специализация полушарий головного мозга является врожденной. При доминировании левого полушария человеку характерна склонность к логическому мышлению, обобщениям. Правополушар ...
Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребенка 5–6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической нормой, они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Феномен зеркального письма обычно связывают с левшеством, поскольку у этих детей зеркальное изображение букв, цифр, чисел и слов может закрепиться и носить более стойкий характер. Причем в этом случае сам ребенок ошибочных изображений не замечает и поэтому не исправляет. Вызвано данное явление, по мнению ряда специалистов, нарушениями оптико-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации в процессе становления межполушарного взаимодействия. Таким образом, феномен зеркальных движений возникает как результат функци ...
Числовые представления у современного ребенка начинают формироваться с третьего года жизни. Для овладения операцией счета малышу приходится освоить порядок следования числительных, в этом ему помогают многочисленные рифмованные считалки. Порядковые числительные осваиваются уже с бОльшими усилиями, и тот факт, что число при счете одновременно является как порядковым, так и количественным, обозначая количество посчитанных предметов, усваивается не сразу многими шестилетками. Первые трудности левшей в начальном курсе математики Cчет Первая из них – счет. Скороговорка из первых десяти чисел к моменту поступления в школу произносится правильно, сбои начинаются со второго десятка и в возрастающей последовательности идут дальше. ...
Первые шаги в арифметике могут принести левше массу трудностей, ведь счет опирается именно на пространственные представления – числа располагаются на числовой прямой в определенной последовательности, которую ребенок, казалось бы, понимает, – но это лишь поверхностное ощущение. Пока левша начнет по-настоящему ориентироваться среди чисел, пройдет достаточно много времени. А до тех пор ему приходится пользоваться для вычислений материальной опорой – собственными пальцами или шкалой линейки. И не надо этого запрещать: не скрываясь, он запомнит состав числа быстрее. Но стимулировать отказ от материальной основы надо постоянно: ведь понятно, что по объективной причине произошло "застревание" на материальном этапе с постоянным зрите ...
Рассмотрим самые первые арифметические ошибки на примерах. Ребенок хорошо считает устно, а в тетради записывает: 3 + 2 = 1; 4 – 3 = 7 Ясно, что совершены ошибки на соответствие знака действия выполненной операции. Повторите вновь смысл сложения: число при прибавлении к нему другого числа увеличивается, ведь мы можем получить его присчитыванием по 1. Можно подкрепить это объяснение жестом, сгребающим все двумя руками в кучу; а при вычитании – показываем, отодвигая как бы что-то от себя рукой, – число уменьшается. Уместно проверить усвоение ребенком смысла обсуждаемого обратным способом, спросив: если было число 6, а стало 8, что мы сделали: прибавили или вычли? Но чаще всего ошибка такого рода объясняется автором очень ...
Вычитание всегда дается детям труднее, чем сложение. Механизм письменного вычитания также труднее, поэтому его освоение имеет большее количество ступеней, хотя основными, как и при сложении, остаются два случая: без перехода и с переходом через десяток. Конечно, отработка алгоритма письменного вычитания занимает больше времени и вынуждает преодолевать больше трудностей. Облегчает освоение тот факт, что алгоритм един для всех случаев, да и оформление записей уже знакомо ребенку по ранее изученному письменному сложению, только "+" заменен на "–". Так обстоит дело у правшей. Чем же загружены левши? Кроме отработки собственно вычитания без перехода через разряд, ломается стереотип – постоянно выполнять сложение. Левше приходи ...
Письменные варианты сложения и вычитания можно рассматривать как приемы выполнения этих действий более легким способом, требующим знания таблиц сложения и вычитания в пределах 10 в случае выполнения действий без перехода через десяток, и в пределах 20 в самых сложных случаях сложения двух слагаемых. Однако для записи в столбик необходимо знание разрядного состава числа, а случае перехода через разряд – соотношения разрядных единиц, то есть особенностей десятичной системы счисления. На практике для прочного усвоения навыка письменного сложения необходимо сознательное восприятие способа выполнения при понимании каждой производимой операции. Успех формирования навыка обеспечивается продуманным подбором примеров. Сначала без перехо ...
Из существующих вариантов разъяснения младшим школьникам смысла действия умножения наиболее предпочтителен способ знакомства через сложение одинаковых слагаемых, особенно для практичного левши. Рациональный левша понимает, что лучше один раз помучиться с умножением, чем столько раз складывать! Не было еще ни одного ребенка, не понявшего значения каждого из сомножителей в записи 3 х 2 = 6. Они сознательно заменяют произведение суммой. И, наоборот, не вычисляя сравнивают произведения и находят значение нового произведения по известному с использованием действий сложения или вычитания. При этом они не делают в задачах ошибки, записывая стоимость трех конфет выражением вида 3 х 2, в котором каждая конфета оценивается в два рубля. О ...
Реальность такова, что практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Это не метафора и не гипербола. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному (не нуждающемуся в длительном обучении) выстраиванию достаточно сложных программ поведения — свойство, данное им природой. По всей видимости, оно тысячелетиями оттачивалось эволюцией как адаптационный механизм, сформировавшийся у левшей в противовес упомянутым выше «уязвимым» точкам их мозговой организации. Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичн ...
Формирование произвольной саморегуляции у левшей: упражнения
Формированию произвольности способствуют разнообразные задания, где ребенку предлагается придумать, спланировать или выбрать из уже известных какое-либо «дело» для приятеля (педагога, мамы). При этом сначала он должен объяснить и показать последовательность и цель действий другим так, чтобы они его поняли, а затем проконтролировать процесс выполнения задания и оценить его результат, назвав допущенные ошибки и объяснив, как их можно исправить. Понятно, что начинать здесь уместно с самых привычных бытовых занятий: «Папа, давай прибьем для мамы полочку», «Бабушка, хочешь, я научу тебя мыть пол?», «Анна Владимировна, а вы знаете, как правильно надо накрывать стол к обеду?» Ответы взрослых в таких случаях, как легко понять: «Откуда ...

Леворукие в праворуком мире

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее. Но именно поэтому так волнуются родители, заметив, что их ребенок активнее действует левой рукой.

Что это — боязнь каких-то реальных проблем или просто нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он “другой”? Чаще всего — это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание.

О леворуких мы знаем много и... почти ничего. Существуют легенды о фантастических способностях и даже гениальности леворуких. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.

Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире. Иначе как объяснить существующие в разных языках, у разных народов и в разных культурах негативные значения слов левый и леворукий? В латинском, греческом, французском, немецком, английском, китайском языках синонимами слова левый являются фальшивый, незаконный, неловкий, неумелый, неуклюжий и даже злой, подлый, нечестный. Правое и левое всегда противопоставляются, хотя вполне возможно, что за положительными (правыми) и отрицательными (левыми) характеристиками нет негативного отношения именно к леворукому человеку. Сами же символические ряды, связанные с правым и левым, в разных культурах, разделенных пространством и временем, очень сходны. Так, древние греки ассоциировали правое с ограниченным, единственным, мужским началом, с покоем, светом, добром, а левое — с неограниченным, множеством, с женским началом, движением, тьмой, злом.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий — это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Однако предрассудки живучи. “Я умом все понимаю, — объясняет мама леворукого мальчика, — понимаю, что это не порок, но смотреть, как он пишет левой рукой, не могу”. Ребенок очень тонко чувствует отношение взрослых, а тем более мамы. Даже если она ничего не говорит, малышу все скажет ее взгляд, мимика, жест. Негативное отношение скрыть трудно. Эта мама смотрит на леворукость так же, как представители народности йоруба в Нигерии, где левую руку до сих пор называют негодной, а леворуких считают ненормальными.

Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А. Капустин в работе “Детская леворукость и проблема воспитания левой руки” представил результаты исследования левшей в неврологической клинике. Его вывод: “Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т. е. обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего (приблизительно в 3/4 случаев) левша все-таки есть дегенерат”. Обследование проводилось в неврологической клинике, т. е. среди больных детей, поэтому столь резкая оценка не имела никаких оснований.

К сожалению, представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и сегодня, несмотря на то что специальные психологические исследования доказали их несостоятельность.

Стремление сделать леворуких “такими, как все”, “выровнять”, а иногда еще и “гармонично развить” создало проблему их переучивания. У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. Все реже встречаются семьи, где ребенка переучивают родители. Однако нередко упорствуют бабушки и дедушки. Мы остановимся на проблеме переучивания отдельно.

Главное, что следует понимать и помнить — переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.

Вот выдержка из письма женщины, которую переучивали в детстве:
“Я — левша, очень остро переживающая свою переученность, которую я скорее воспринимаю как “переделанность”. Я жила с ощущением собственной неполноценности, неловкости за то, что многое делаю не так, “как все люди”, и только через много лет получила облегчение от мысли, от озарения: я — нормальная, со своими преимуществами и недостатками, но нормальная”.

Действительно, леворукость не может быть препятствием для достижения успеха в жизни. Мы знаем множество замечательных спортсменов, музыкантов, художников, врачей, журналистов — левшей.

Во многих странах уже с начала XX века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь — ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека.

У нас пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не открыты загадки ее происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

Следует заметить, что выраженность праворукости и леворукости бывает разной. Есть люди, умеющие работать только левой или только правой рукой. Их еще называют “выраженные левши”, “выраженные правши”. Кто-то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой (“невыраженные левши” и “невыраженные правши”). Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия, даже очень сложные (в том числе письмо, рисование, вязание и т. п.), и правой, и левой рукой. Таких людей называют амбидекстрами (от лат. ambo — оба, dexter — правый).

Вопросы, на которые чаще всего просят ответить родители леворуких детей, типичны:
Действительно ли они “другие”, “особенные”?
В чем проявляются эти особенности?
Нужно ли переучивать ребенка или стоит довериться природе и дать ему возможность развиваться так, как он развивается, и работать той рукой, какой удобнее и легче?
Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами?
Почему левши такие разные?
Отчего леворукие леворуки?
Как определить, действительно ли ребенок леворук?

На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить папам и мамам, бабушкам и дедушкам, воспитателям и педагогам, всем, кого волнуют эти проблемы.

Но главное — мы хотим убедить взрослых в том, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.


Безруких М.М.. "Леворукий ребенок."