Музыка

Все мы обычно радуемся, когда обнаруживаем у наших детей какие-нибудь незаурядные способности или таланты, нередко превознося до небес то, что в действительности есть, а еще чаще — то, чего вовсе нет. Конечно, было бы жаль не заметить настоящий талант, но наше чрезмерное усердие способно скорее уничтожить, нежели развить музыкальные склонности ребенка.

Большинство людей, как правило, проявляют тот или иной интерес к музыке, но лишь очень немногие отличаются особой склонностью к ней. И почти никогда не бывает, чтобы уровень способностей был равнозначен степени интереса. Задача, которая стоит перед нами, родителями,— ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ОБНАРУЖИТЬ ИХ СКЛОННОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИСУЩИЕ ИМ ИНТЕРЕСЫ. Это единственный способ научить детей получать удовольствие от того, что они делают. В течение многих лет мы должны обращать внимание не на успехи в музы­ке, а на то, доставляют ли музыкальные занятия удовольствие ребенку, и одобрять именно это. Приучать детей к регулярным музыкальным занятиям следует очень осторожно. Особенно вредно настаивать на каждодневных упражнениях. Поначалу ребенка привлекают звуки и ритмы, но как только мы принуждаем его чрезмерно заниматься музыкой, то невольно гасим его удовольствие своими рассуждениями и мнениями, которые он вряд ли способен усвоить. В крайних случаях музыкальный инструмент сам по себе становится символом материнского или отцовского давления и психического напряжения, связанного с ним.

Чтобы побуждать ребенка любить музыку, мы должны прежде всего: во-первых, отнестись к музыке как к развлечению и самовыражению личности, во-вторых, сделать так, чтобы ребенок просил нас научить его чему-то еще помимо того, что он узнал на уроке.

Разумеется, прежде всего нужно, чтобы и сами мы непременно искренне любили музыку, то есть относились бы к ней не с религиозным пиететом, а как к удовольствию и сделали бы это очевидным и для детей. Мы должны показывать им, что музыка поднимает настроение, улучшает наше самочувствие, а не превращает нас в отрешенных от мира существ, к которым нельзя и прикоснуться, пока они слушают ее. Надо петь вместе с детьми и чаще слушать с ними музыку, а еще важнее непременное участие в их музыкальных занятиях.

Другое условие: когда ребенок начинает учиться игре на каком-нибудь инструменте, отнесемся к его инструменту как к игрушке. Именно потому, что это сложная игрушка, не следует ждать, что у ребенка сразу же все получится хорошо. Нужно ли говорить, что педагог, которого мы приглашаем, должен разделять нашу точку зре­ния. Мы можем время от времени напоминать ребенку, что чем лучше мы владеем инструментом, тем большее удовольствие он доставляет нам. Важно, чтобы учение превратилось в развлечение. Если ваш ребенок просит дать ему выучить какую-нибудь небольшую сонату или желает получить несколько дополнительных уроков, можно поинтересоваться, действительно ли он хочет уделить музыке столько времени. Очень важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься, а не подчинялся воле родителей. Его решение должно выражать ЕГО интересы, а не НАШИ, поскольку очень трудно продолжать любить музыку только для того, чтобы доставить удовольствие родителям.

Ребенок, обладающий исключительными музыкальными способностями, обычно гораздо спокойнее относится к давлению родителей, потому что получает удовольствие от игры и похвалы. Но и тут есть опасность перегнуть палку. Точно так же как малыш срыгивает пищу, которую его заставляют есть насильно, музыкально одаренный ребенок может возненавидеть музыку из-за чрезмерного давления окружающих. У такого ребенка возможны и трудности другого рода. Занятия музыкой нередко на многие часы отдаляют его от других детей, замедляя его социальное и психологическое развитие, потому что время, которое он проводит со сверстниками, сильно сокращается. Крайне важно, чтобы родители та­кого ребенка умерили бы несколько свои восторги и сделали бы все возможное для его нормального развития. Словом, хотя музыка и дает детям прекрасную возможность проявить свои обычные или выдающиеся способности, мы не должны терять чувства меры. Большое благо, если мы приблизим наших детей к музыке без нажима, словно играючи, сделав музыкальные занятия приятными. Тогда они смогут получать удовольствие и от всего остального, что окружает их, чем они обычно интересуются по мере своего взросления.



loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*