НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП

Разработанные еще в 70-х годах прошлого века стратегии и техники сделали НЛП универсальной моделью воздействия на сознание человека. Детская психика наиболее восприимчива к различным воздействиям, и если направить их в положительное русло, можно избежать массу проблем в будущем.

Как с помощью НЛП можно оказать улучшить качество общения с ребенком? Вот несколько краткосрочных технологий, которые доступны для использования не только специалистам:

  • - "наложение" различных полярных по своим свойствам эмоциональных состояний (например, это может быть страх и смех одновременно);
  • - регуляция состояния психики ребенка с помощью визуальных, аудиальных и кинестетических образов (субмодальностей);
  • - нестандартное переформулирование проблем ребенка из негативной в положительную сторону (рефрейминг);
  • - объединение различных видов деятельности в одну модель поведения для восстановления работоспособности и адекватного восприятия реальности (якорение и т.п.);
  • - формирование избирательного отношения к окружающему миру (различные виды установок).
Название этих техник может звучать и выглядеть пугающе, но их использование довольно простое и понятное.

С помощью нескольких простых трюков и правильно подобранных слов родители могут изменить в лучшую сторону качество общения с детьми и повлиять на их поведение. Вот несколько простых шагов, которые, могут улучшить эффективность общения с детьми.

Никогда не говори НЕ

НЕ переходи дорогу на красный свет! НЕ ходи раздетым! НЕ говори с набитым ртом! НЕ упади! Не подскользнись! НЕ разбей! - это прямая и явная команда для психики ребенка сделать то, что надо НЕ делать.
Сюда же можно отнести и реплики вроде "Не оставляй свою комнату в беспорядке", "Тебе обязательно везде оставлять свою обувь?" или "Сколько раз я говорила тебе погулять с сестрой?".
Такие фразы вредны при общении с детьми. Если родители используют негативные предложения (предложения с отрицанием), ребенок с трудом понимает, что от него хотят на самом деле.

Замените негативные фразы на позитивные: вместо того, чтобы говорить ребенку, что ему НЕ делать, скажите ему что НАДО ДЕЛАТЬ.
Например, "Будь внимателен", "Переходи дорогу только на зеленый", "Сначала прожуй, а потом говори", "Беги помедленней" и т.п.
Такое построение предложений и просьб поможет ребенку сосредоточить внимание на том, что ему надо сделать и что от него ждут, вместо негативного контекста. Дети очень отзывчивы, если видят, что им не ставят препятствий.

Создайте выбор там, где его нет

Часто просьбы и требования родителя сделать что-то натыкается на сопротивление ребенка. Чаще всего это происходит в период возрастных кризисов. В этот период ребенок начинает пытаться доказать свою особенность и самостоятельность. В такой ситуации можно сформулировать вашу просьбу иначе, например:
Вместо "Надевай эту майку и штанишки" лучше сказать "Какую майку ты сейчас наденешь: красную или синюю?", "Что ты наденешь сначала: штаны или майку?" Если ваш ребенок не хочет есть овощи : "Ты бы хотел сначала съесть брокколи или морковку?"

Такое строение предложений привлекает внимание ребенка к предоставленному выбору, отвлекая его от того, что он должен одеться, и исключает возможность ситуации, когда он отказывается одеваться.

Создайте неизбежность выполнения просьбы (Пресуппозиция и косвенная пресуппозиция).

Этот метод даже действует в описанных выше случаях и заключается в том, чтобы говорить о наступлении события, для которого необходимо совершение определённого (необходимого вам) действия.
Например, если ваш ребенок не хочет есть овощи, вы можете сказать: "После того как съешь овощи, мы сможем поесть сладкое" .
Если не хочет делать домашнее задание: "После того как сделаешь домашнее задание можно пойти покататься на роликах?"
Можно использовать слово "когда" . При правильном использовании этого слова в разговоре с ребенком вы тонко намекнете на то, что его задание должно быть выполнено. : "Когда ты уберешь свою комнату, мы пообедаем", "Когда ты закончишь задание по математике, мы можем пойти в парк" или "Когда ты наденешь форму, мы позавтракаем".

Для детей постарше (и для взрослых) можно использовать косвенную пресуппозицию. В косвенных пресуппозициях неизбежность совершения действия задается не напрямую, а "обходными путями".
Например, в случае с домашним заданием можно сказать : "Ты хочешь сверить ответы с Сашей или Ваней?" или "Покажешь мне ответы или так отдашь учителю?"

Объединяйтесь с ребенком для какого-либо действия.

Если подчеркивать словами связь с ребенком, это поможет ему легче воспринимать ваши слова. Ставить себя на место ребенка и использовать такие фразы как: "Нам с тобой придется постараться, чтоб это сделать" или "Ты, как и я, понимаешь, что делать уроки за убранным столом намного проще".
Такое объединение поможет улучшить отношения с ребенком, если он переживает кризис.

Говорите "спасибо" до выполнения просьбы

Мы часто благодарим людей уже после того, как они что-то для нас сделали. Благодарность "до" лучше работает, особенно с детьми, ведь они в глубине души хотят угодить родителям. В следующий раз, когда вы попросите ребенка помыть руки, сесть за стол или выключить телевизор, прибавьте к этому "спасибо". Это не позволит вашему чаду проигнорировать просьбу. Раз его уже поблагодарили, он чувствует себя обязанным исполнить задачу.

Всегда объясняйте причины и последствия своих требований.

Часто мы просим чадо сделать что-либо, не объясняя, зачем и кому это нужно. Если объяснить, почему мы просим его сделать что-то, вероятность выполнения этого повысится. Если ребенок громко включил музыку, попробуйте сказать: "Давай сделаем звук потише, потому что мы должны решить, чем будем заниматься дальше. Так будет легче придумать что-то интересное".
Если вам нужна помощь, чтобы занести покупки в дом, может быть эффективной фраза: "Можешь ли ты помочь мне выгрузить покупки из машины? Там слишком много сумок, и я не справлюсь сама".

Если ребенок часто ноет и жалуется, то покажите, что жаловаться — не выход

Некоторые дети берут в привычку постоянно жаловаться и ныть, вместо того, чтобы размышлять о проблеме и искать способы ее решения. Например, если ваш ребенок жалуется, что ему жарко, можно помочь ребенку решить проблему, но в то же время предоставить ему возможность выйти из ситуации самостоятельно: "Ты хочешь, чтобы стало прохладнее? Что бы ты хотел — открыть окно или снять куртку?"

Если ребенок жалуется на что-то, например: "Я ненавижу спать с кем-то в одной комнате" — постарайтесь вместе найти решение проблемы. На эту претензию мама может ответить так: "Что если выделить для тебя твое собственное пространство в комнате?".

Помогите вашему ребенку перестать сомневаться (рефрейминг)

От детей часто можно услышать слово "не могу". Для того чтобы избавить своего ребенка от неуверенности в своих силах, необходимо дать ему понять, что его "не могу" не есть что-то неизменное. Что все меняется: и сам ребенок, и ситуация в которой он находится меняется. Ребенок постоянно растет, и его способности развиваются вместе с ним. Когда он говорит о том, что ему не дается математика, следует ответить: "Ты просто еще не нашел решения этой конкретной задачи". Также можно ответить: "Ты справился с заданием на умножение, но просто пока не понял, как решать неравенства".

Идея в том, чтобы переключить внимание с того, что ребенок не может, на то, что ему удалось. Откройте для вашего ребенка больше возможностей и помогите ему посмотреть на сложную ситуацию с нескольких точек зрения. Этим вы сделаете его и вашу жизнь намного легче.

Многие из вышеперечисленных советов требуют от родителей изменить самих себя, что очень сложно для взрослого состоявшегося человека. Когда Вы попытаетесь следовать советам, Вы можете столкнуться с трудностями в отношении своих собственных реакций. Очень сложно сразу сообразить что в случае чего нужно кричать ребенку "Берегись", а не "НЕ упади". Справиться с данной проблемой вам поможет Оперантное обучение, или говоря проще "метод кнута и пряника" .



loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*