Близнецы в школе: проблемы обучения

Мнение, что близнецы в целом отстают от одиночнорожденных детей в развитии интеллекта, едва ли можно назвать справедливым. Однако с трудностями в обучении близнецы действительно сталкиваются несколько чаще. По данным исследований близнецы в среднем справляются с тестами хуже своих одиночнорожденных сверстников. Это не касается только детей, переживших потерю соблизнеца.

Было высказано предположение, что некоторые аспекты близнецовой ситуации, имеющие отношение к социальным взаимодействиям и развитию речи, связаны с отставанием близнецов в развитии вербального интеллекта. (Психологи обычно различают по крайней мере два компонента интеллекта. Первый – вербальный – связан с речью, а второй – невербальный – не настолько зависит от использования речи и оценивается с помощью заданий на собирание головоломок и прохождение лабиринтов.) Однако это влияние весьма незначительно. К тому же, многие близнецы при выполнении теста непроизвольно подстраиваются под ожидания и стереотипы психолога.

В школах Австралии и Великобритании в 1975 году были проведены опросы, касающиеся успеваемости близнецов. Десятилетние мальчики-близнецы серьезно отставали от своих одиночнорожденных сверстников в развитии навыков чтения и письма. Менее значительное отставание наблюдалось у девочек-близнецов. К 14 годам девочки (в отличие от мальчиков) догоняли одиночнорожденных детей. Более 70% девочек в этом возрасте уже обладали навыками чтения, достаточными для «выживания» в австралийском обществе, например, успешно читали и понимали газетные статьи. Среди мальчиков таких детей было только 40%.

У многих детей правильность чтения и способность к пониманию прочитанного были развиты ниже среднего уровня. Это различие между правильным чтением и пониманием материала очень важно для объяснения проблем чтения у многих близнецов. Около трети близнецов, отстающих в развитии чтения, читают так плохо, что их можно отнести к категории «неспособных к чтению». Поскольку более свежих данных по Австралии не имеется, обратимся к результатам британских опросов детей, только поступивших в школу.

В Англии была разработана методика измерения начального уровня детей, только начавших обучаться в школе, и их последующего прогресса по мере обучения. Здесь оцениваются не только итоговые достижения, но и относительный прогресс ребенка по сравнению с начальным уровнем. Если вначале ребенок серьезно отставал от сверстников, то достижение им среднего уровня – это значительный прогресс. Опрос, проведенный среди детей, поступивших в школу в 2000 году, из которых 2,6% были близнецами, показал, что между близнецами и одиночнорожденными детьми существуют лишь незначительные отличия. Близнецы немного отставали в усвоении основных навыков чтения и счета, но это явление из-за его малой выраженности не должно беспокоить родителей и учителей.

Почему возникают проблемы, и кто попадает в группу риска?

Материал исследования, проведенного в Англии, обладал для детей большей привлекательностью, чем тесты, разработанные в Австралии. Кроме того, обнаружено, что при работе с близнецами один на один, когда психолог может помочь им сконцентрировать внимание на задачах, различия между близнецами и одиночнорожденными детьми практически исчезают. По данным австралийского исследования, основными проблемами у мальчиков-близнецов были невнимательность и импульсивность. Например, даже 14-тилетние мальчики часто совершали ошибки при определении времени по часам и при сложении двузначных чисел. Это говорит не столько о плохих способностях, сколько о неумении сконцентрироваться и стремлении угадать правильный ответ; понятно, каким образом эти тенденции влияют на чтение.

Когда слово «почка» ребенок читает как «бочка», проблема здесь скорее в правильности чтения, а понимание прочитанного имеет второстепенное значение. Такие проблемы часто встречаются у близнецов: например, ребенок, увидев слово, принимает его за другое слово той же длины или начинающееся с той же буквы. Конечно, такое может случиться и с одиночнорожденным ребенком, но учителя и родители в один голос говорят о том, как часто это бывает у близнецов.

Что такое нарушения чтения, и как их диагностировать?

Некоторые дети, будь то близнецы или одиночнорожденные, превосходят сверстников по своим способностям, в том числе и по развитию навыков чтения. Другим детям чтение дается с большим трудом, потому что они в целом хуже успевают по многим, если не по всем школьным предметам. На таких детей термин «нарушение чтения» не распространяется. Он относится, скорее, к детям, способности которых во всех областях развиты более или менее равномерно, но именно чтение при этом страдает.

Для правильной диагностики нарушений чтения необходимо понять, достаточен ли уровень интеллектуального развития ребенка для того, чтобы хорошо читать. Такую диагностику должен проводить педагогический психолог или другой специалист, в распоряжении которого имеются тесты, направленные на оценку особенностей конкретного ребенка. Если у ребенка имеются расстройства внимания (например, синдром гиперактивности), оценка его способностей становится еще более сложной, поскольку при этом нужно учитывать, что некоторые специфические способности (например, арифметическая, которая входит во многие стандартные тесты интеллекта) требует хорошей концентрации внимания. Нужно найти такой способ диагностики способностей, на который не накладывают отпечаток нарушения внимания и другие возможные проблемы ребенка. Например, гиперактивные дети более импульсивны и склонны угадывать ответ без предварительного обдумывания задачи.

Проблема диагностики поднимает много новых вопросов. Специалисту бывает недостаточно пронаблюдать за поведением ребенка в классе, часто бывает необходимо проведение индивидуальной диагностики. Но таким образом мы привлекаем внимание к тому, что один из соблизнецов читает хуже, чем его брат или сестра, и должны поразмыслить, как преподнести этот факт их одноклассникам и членам семьи. Ребенок может непреднамеренно обидеть своего соблизнеца, подчеркивая, что ему-то чтение дается гораздо легче. Иногда же проблема оборачивается другой стороной:

    «У нас были сложности как раз с тем близнецом, у которого не было нарушений. Он расстраивался, что его брата забирают из класса и уделяют ему особое внимание. Чем он провинился, почему с ним обращаются не так, как с братом? В конце концов, ведь всем известно, что он учится намного лучше…»

Диагностику может провести и школьный психолог, но порой очередь к нему оказывается слишком длинной. У родителей может возникнуть искушение обратиться к частному консультанту, но все же лучше обсудить эту возможность со школой. Что толку, если родители придут в школу с длинным списком того, что можно сделать, но по объективным причинам эти рекомендации нельзя будет применить в условиях конкретного класса. К тому же, нужно выяснить, есть ли у консультанта опыт работы с близнецами и имеет ли он представление об особенностях близнецовой ситуации, которые могут усложнить диагностику.

Другие симптомы

У многих детей имеется не одна проблема, а несколько, и для диагностики способностей требуется их комплексная оценка и выработка стратегий помощи ребенку, которые принимают во внимание все детали. Вот два примера:

1. Дети с нарушениями чтения часто имеют низкую самооценку: им кажется, что у них не получается вообще ничего. Это особенно касается близнецов, потому что они непосредственно сравнивают себя с братьями или сестрами. Если ребенок считает себя «тупицей» (а дети выражаются еще и не такими словами), он не будет стараться показать себя при тестировании, и оценка его способностей окажется заниженной.

2. У некоторых близнецов координация движений развивается более медленными темпами, что может отразиться на выполнении ими тестовых заданий.

Сколько лет близнецам?

Этот вопрос может на первый взгляд показаться излишним, но он действительно важен при диагностике интеллекта и способности близнецов к чтению. Самый обычный способ диагностики – это сравнение результатов ребенка по какому-то тесту с нормой, то есть со средними результатами детей того же возраста. При этом нам точно не известно, как поступать с недоношенными детьми, коими являются многие близнецы. Влияние этого фактора ослабевает ко времени поступления близнецов в школу, но, чем младше дети, тем он более значим.

Правда ли, что нарушения чтения чаще встречаются у близнецов, и почему?

У многих близнецов отмечаются задержки речевого развития, и это в некоторой степени связано с нарушениями чтения. Между обычным ребенком, умеющим читать, и ребенком с нарушениями чтения не проходит никакой резкой границы, поэтому к постановке такого диагноза нужно подходить аккуратно и обязательно учитывать интересы ребенка.

Тем не менее, некоторые близнецы настолько отстают в чтении, что формальная постановка диагноза просто необходима. Но кроме них среди близнецов есть группа детей с задержками интеллектуального развития, у которых проблема чтения встает наряду с другими проблемами. Их нужно отличать от близнецов, имеющих только нарушения чтения.

У близнецов и одиночнорожденных детей проблемы с чтением одни и те же?

Это очень важный вопрос. Если проблемы проявляются по-разному, тогда способы коррекции, предложенные для одиночнорожденных детей, нельзя применить к близнецам. На самом деле у близнецов проблемы те же, что и у многих одиночнорожденных детей, поэтому то, что подходит одним, годится и другим.

Тем не менее, исследование, проведенное в Австралии, показало, что мальчики-близнецы с неправильными навыками чтения и письма отличаются от одиночнорожденных детей тем, что:

  • Отстают или ранее отставали в развитии речи.
  • Им с трудом даются и письмо, и чтение, и счет.
  • При чтении путают симметричные буквы.

Очень похожая картина была обнаружена и у девочек; кроме того девочкам с трудностями чтения часто не доставало мотивации. Проблема состояла не столько в том, что они не могли чего-то сделать, сколько в том, что они не хотели даже попытаться или очень быстро сдавались.

Близнецы с задержкой развития чтения часто выказывали большую небрежность в работе. Они неправильно определяли время по часам или допускали ошибки при вычитании двузначных чисел. Коррекционное обучение в таких случаях должно быть в первую очередь направлено на развитие их способности более вдумчиво отвечать на вопросы. Только после решения этой основной проблемы уместно планировать мероприятия, направленные на улучшение чтения.

При коррекции важно знать, что НЕ вызывает нарушений чтения у близнецов. Некоторые считают, что проблемы чтения у близнецов тесно связаны с недостаточно развитой латерализацией, то есть с использованием обеих рук, а не одной – ведущей. Среди близнецов много леворуких или зеркальных (один правша, а другой – левша), поэтому велико искушение списать нарушения чтения на эту бросающуюся в глаза особенность. Но проведенные в Австралии исследования не обнаружили у большинства близнецов связи между предпочтением той или иной руки и развитием чтения. Но это не означает, что не существует немногочисленной группы близнецов, где именно латерализация может оказаться важным фактором, на который стоит направить коррекционную работу.

Способы коррекции развития чтения у близнецов

Первый шаг – это не позволить нарушениям чтения развиться! Это значит уделять пристальное внимание развитию речи и понимать, что факторы, влияющие на развитие речи, могут также влиять на чтение. Так что если некоторые проблемы с речью возникают у ребенка из-за его импульсивности и стремления во всем успеть раньше соблизнеца, имейте в виду, что это может сказаться и на чтении. Для многих родителей терпеливо заниматься с близнецами, когда они по очереди совершают первые шаги в освоении чтения – это несбыточная утопия. В реальности обычно происходит так:

  • Они либо затевают соревнование – кто быстрее выпалит слово, причем любое слово. Такая импульсивность может быть одной из причин того, что у близнецов появляются проблемы с чтением (кому какая разница, что за буква написана – главное прочитать!) и с арифметикой (зачем утруждать себя проверкой вычислений).
  • Либо один из близнецов в чтении резко вырывается вперед, поэтому другой понимает, что ему проще сидеть и помалкивать.
Поэтому в самом начале обучения чтению важно учитывать динамику близнецовой ситуации. Если чтение по очереди не помогает, задумайтесь, а не стоит ли отдать преимущество качеству, а не количеству чтения.

Непродолжительные индивидуальные занятия с каждым из близнецов могут оказаться полезнее, чем длительные, но со всеми близнецами вместе. Однако это значит, что кто-то должен присматривать за остальными детьми, чтобы вы могли полностью уделить внимание одному из соблизнецов.

Некоторые семьи находят для себя выход из положения в том, что каждый из родителей занимается отдельно с одним из соблизнецов, по возможности привлекая к этому и других родственников. Но здесь необходимо соблюсти осторожность и не навесить на детей ярлыки «мамин близнец», «папин близнец». Из следующего высказывания мы поймем, чем это чревато:

    «Когда родились близнецы, мы подумали: как здорово, что бабушки и дедушки с обеих сторон живут рядом. Но постепенно мы заметили, что одна семья благоволит к Маше, а вторая – к Лене, и между ними началось соревнование, касающееся всех аспектов их развития. Когда начались состязания, «чей близнец» быстрее выучит алфавит, мы поняли, что все зашло слишком далеко. Хорошо, что сейчас девочки уже пошли в школу, но мы бы сохранили нервы всей семье, если бы сразу поняли, что происходит, и положили бы этому конец».

Проблемы в развитии чтения оказывают влияние на самооценку соблизнецов. Чтение в начальной школе – это задача, которая провоцирует окружающих и самих близнецов на сравнения друг с другом. При этом не имеет значения, учатся они в одном или в разных классах. Если один из близнецов читает лучше другого, это видят все, в том числе и он сам. Но чтение не должно стать поводом для соревнования. Близнецы, как и все другие дети, должны понимать: они учатся читать, чтобы узнавать новую информацию и получать удовольствие, а не для того, чтобы превзойти соблизнеца в объеме прочитанного.

Важно обсудить с близнецами прочитанную книгу – ее обложку, автора, иллюстрации – и помочь им выработать беглость речи и способность предугадывать развитие сюжета. Задавайте им вопросы на понимание, чтобы увидеть, могут ли они уловить смысл текста. Навыки чтения более высокого порядка, такие как беглое просматривание книги, развиваются позже.

Задача развития у ребенка хороших навыков чтения сама по себе сложна. Как же справиться с ней, если у вас не один ребенок, а несколько? Учителя могут дать родителям множество советов, но они не могут по мановению волшебной палочки обеспечить им эффективное взаимодействие с двумя или тремя детьми.

Детям, которые плохо умеют читать, легко упасть духом. Им нужно научиться ценить свой собственный стиль чтения и свои темпы развития, а не сравнивать себя со своим соблизнецом.

Итак, чтобы подготовить близнецов к урокам чтения в школе, родителям нужно обратить внимание на следующие момента:

  • Убедитесь, что уровень развития речи близнецов достаточен, чтобы они могли справиться с чтением.
  • Научите близнецов дожидаться своей очереди, работать независимо от соблизнеца и не стараться первым успеть что-либо сделать. Это поможет им приобрести навыки правильного чтения. Концентрация внимания тоже очень важна и, к сожалению, окружающие люди очень часто препятствуют ей.
  • Познакомьте близнецов с книгой и дайте им понять, как это увлекательно. Для маленького ребенка разобраться, что такое книга, откуда начинать читать, что рассказ расположен на странице сверху вниз – это особая задача. Если они видят, что родители с удовольствием читают книги, задача наполовину решена. Конечно, если у родителей двух маленьких непосед находится время читать!
Близнецы хорошо справляются с учебными заданиями, если они составлены правильно – то есть таким образом, что привлекают внимание детей.

Экзамены и оценки

Хотя тесты всегда были частью школьного обучения, за последние несколько лет во многих странах произошел всплеск популярности тестирования детей в начальной школе.

С помощью тестов близнецов сравнивают с другими детьми. Родителям часто дают распечатки с результатами, обработанными на компьютере, где детей относят к той или иной категории по степени развития каких-то способностей. Компьютер не знает, что данный ребенок является близнецом, поэтому может легко случиться, что из-за небольших различий в баллах близнецы попадают в иные категории, чем большинство других детей, что только укрепляет ложный стереотип, будто они отличаются по развитию способностей. Баллы могут различаться только на единицу, но из-за этого дети попадают в разные категории.

Подготовка близнецов к тестированию

Первое и основное, о чем нужно просить близнецов, да и всех остальных детей, – постараться справиться с заданиями как можно лучше. Если при этом ребенок не обнаружит таких блестящих результатов, как его соблизнец или одноклассники, – неважно: это его собственный лучший результат, который показывает, чему он научился за прошедший год. Если у детей имеются проблемы с вниманием, им требуется помощь в разработке правильной стратегии сдачи экзаменов. Первое – это распределение времени; часто у них отсутствует чувство времени, и они слишком долго сидят за одним заданием. Второе: им нужно понять, что экзамен – это не гонка, и не давать на вопросы импульсивные ответы. Освоение стратегии «планируй, действуй, проверь» поможет этим детям раскрыть их возможности.

Оценки и экзамены убивают у многих учеников учебную мотивацию. Для близнецов ситуация тестирования дополнительно осложняется присущими им соревновательными тенденциями. Родители смогут предотвратить соревнование, если не будут фиксировать внимание на деталях: кто набрал на один балл больше на экзамене или кто сделал на одну ошибку меньше в диктанте. Когда близнецы немного подрастут, им могут пойти на пользу философские дискуссии на тему тестирования и обучения; суть их сводится к тому, что у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Одному из близнецов лучше дается математика, а другому – сочинения. Некоторые ученики лучше справляются с тестами, а другие – хуже. Баллы по тесту, набранные ребенком, служат не мерой его интеллекта, а мерой способности выполнять эти тесты.

Что могут означать различия между детьми?

Различия в результатах тестирования могут:

  • Подтвердить наличие проблем, таких как расстройство чтения, о которых некоторые родители подозревали, но надеялись, что они со временем сами исчезнут. Напротив, бывают случаи, когда родители с облегчением видят, что школа наконец-то приняла их беспокойства всерьез.
  • Подтвердить существование различий между соблизнецами. Когда путем конкурсного отбора решается вопрос о поступлении в школу или о награждении за успехи в обучении, тогда различия между соблизнецами становятся очевидными для всех. Важно заранее обсудить с детьми, какие последствия могут повлечь за собой различия в успеваемости. Некоторые родители предпочитают отказаться от призов и наград, если они достаются только одному из соблизнецов. Но это несправедливо по отношению к тому, кто добился успеха. Это в равной степени ставит в неудобное положение и другого ребенка: он чувствует, что его соблизнец, который учится гораздо лучше, не сможет вкусить плоды успеха, пока они оба не станут учиться одинаково хорошо.

Стереотипы и их последствия для семьи и школы

Хотя большинство близнецов не нуждается в помощи, не нужно отвергать ее в том случае, если между детьми существуют очевидные различия и один в обучении всегда отстает от другого. Родители и учителя должны убедиться, что близнецы получают своевременную поддержку и что обучение, например, чтению не преподносится им как цель их жизни в школе и за ее пределами. При этом внимание, конечно, фиксируется на том ребенке, у которого наблюдаются трудности. Но более успешных детей также нельзя игнорировать. Дома и в школе все подмечают успехи менее выдающегося соблизнеца и при этом часто забывают, что другой ребенок уже давно достиг этого уровня и даже превзошел его. Некоторые родители и учителя принципиально не отмечают достижения более успешного соблизнеца, чтобы не подчеркивать слабость второго. Это чревато тем, что успешный близнец поймет: стараться незачем, все равно его никто не похвалит. Каждому ребенку нужно видеть, что его достижения получают соответствующее признание.

Сравнение успехов и достижений близнецов

Жизнь ваших детей не ограничивается школой. У них есть дом, занятия спортом, хобби, друзья и родственники. Обучение в школе нужно сделать как можно более позитивным опытом для каждого человека. Независимо от того, в одном или в разных классах учатся ваши дети, вам не избежать их сравнения между собой.

Представление о себе развито у детей этого возраста лучше, чем когда бы то ни было раньше, и они склонны сравнивать себя со своими сверстниками. Каждому ребенку для определения своего места в мире нужно найти ответы на вопросы: «С кем меня можно сравнить?», «Каково положение в большой системе?» У близнецов этот процесс еще более выражен, чем у одиночнорожденных детей. Они будут проводить сравнения между собой, даже несмотря на все ваши старания помешать этому. Если они учатся вместе, они будут сравнивать свои оценки и спорить, у кого лучше почерк и кто сидит ближе к доске. Если они учатся в разных классах, то будут сравнивать, у кого лучше учителя и у кого труднее домашние задания.

Между многими близнецами выражено чувство соперничества; разыгрывание сценария «я лучше тебя» доставляет по крайней мере одному из участников множество неприятных переживаний. Если одному из близнецов хорошо удается какая-то сфера деятельности, а второй блистает в другой, это может сбалансировать ход их развития и позволит каждому чувствовать себя успешным. Но если один более общителен, лучше успевает в учебе, и друзья зовут его участвовать во всех спортивных играх, это может вызвать проблемы самооценки у его якобы менее «блестящего» собрата. Он может выбрать жизнь «в тени» своего соблизнеца, что, в свою очередь, может привести к проблемам в дальнейшей жизни, особенно если родственники, друзья и учителя ожидают многого от близнеца, который полнее проявил свой потенциал, и махнули рукой на другого близнеца. Каждому ребенку нужно дать возможность раскрыть свой собственный потенциал.

Как можно поднять самооценку одного близнеца, не вызывая проблем у другого? Это нелегкий вопрос, потому что ответ на него во многом зависит от индивидуального случая, и иногда то, что подходит для одной пары близнецов, не годится для другой. Относитесь к каждому ребенку как к уникальной личности, как если бы у вас были двое детей одного возраста. Учите близнецов оказывать поддержку друг другу и убедитесь, что вы уделяете каждому из них равное внимание: недостаток внимания к одному из детей может спровоцировать его на нарушения поведения. Также могут оказаться полезными следующие идеи:

  • Не участвуйте в соревновании между близнецами. Попробуйте их игнорировать. Ваше вмешательство только обостряет споры, добавляя элемент соперничества за ваше внимание и одобрение.
  • Дайте каждому ребенку возможность поделиться с вами лично своими заботами и успехами. Порой один из близнецов готов лопнуть от гордости за свои достижения, в то время как его соблизнец не получил столь же высокого признания. Когда вы забираете близнецов из школы, несправедливо и нереалистично ожидать от них того, что они дождутся возможности остаться с вами один на один, чтобы поделиться хорошими новостями. Важно суметь выразить свою гордость за одного близнеца в присутствии другого. Но позже вы, возможно, захотите поговорить с каждым по отдельности – чтобы полнее выразить свою гордость за достижения одного и выяснить, как чувствует себя второй, не мучает ли его ревность или страх. Такие ситуации случаются на протяжении всей жизни близнецов, и тому из них, которому сейчас взгрустнулось, можно напомнить о его прошлых успехах или будущих возможностях. Кроме того, важно сказать близнецу, получившему признание, что наслаждаться этой ситуацией – вполне нормально. Частенько один ребенок чувствует вину, когда его соблизнец не разделяет с ним славу в торжественный момент. Близнецам нужно понимать, что они могут завидовать соблизнецу и радоваться за него в одно и то же время.
  • Создайте среду, способствующую обучению. Полезной техникой считается обучение в группе сверстников. Многие учителя признают ценность взаимопомощи между детьми при освоении учебных понятий – от арифметических операций до химии или алгебры. Ученик, лучше понимающий предмет, извлекает пользу из озвучивания своих знаний понятным для другого образом. А ребенок, которому в учебе помогает друг, чувствует себя более комфортно, чем на обычном школьном уроке. Когда близнецы делают уроки вместе, выполнение домашних заданий становится менее утомительным.

Многие родители обнаруживают, что когда близнецы делают уроки за кухонным столом во время приготовления обеда, можно пронаблюдать, как дети относятся друг к другу и к своим заданиям. Если один близнец решает все задачи, а другой – только списывает, это не идет на пользу ни одному из них. Однако участие в обучении друг друга путем взаимопомощи позволяет уменьшить соперничество. Близнец, который помог своему соблизнецу понять операции деления и умножения, будет гордиться его отличными отметками по математике.

Но многим близнецам совместное выполнение домашних заданий не помогает, особенно если один из них легко отвлекается или просто предпочитает работать в одиночестве. Иногда ученик, которому какой-то предмет дается лучше, чувствует груз ответственности за академические успехи своего соблизнеца. Замечательно, если ваши близнецы с удовольствием работают вместе, но не подталкивайте их к этому насильно.

Делаем уроки

    Когда я встречаю близнецов из школы, у меня бывают смешанные чувства. Обнять своих дочек и выслушать рассказ о последних школьных новостях – одно из самых важных событий моего рабочего дня. Но то, что предстоит нам после этого – приводит меня в ужас. Домашние задания могут превратить тихие семейные вечера в сумасшедший дом.

Согласно оценкам исследователей, школьники в среднем проводят за выполнением домашних заданий более 130 часов в неделю, а в семьях близнецов эта цифра только возрастает! Родителям двух маленьких школьников поневоле приходится придумывать, как справиться с проблемой домашних заданий.

Создайте удобную обстановку

Отведите каждому из близнецов свое место для уроков и оборудуйте его всеми необходимыми принадлежностями. Обеспечьте ребенка ручками, карандашами, точилками и другими соответствующими возрасту предметами, например, фломастерами, цветными карандашами, ножницами, линейкой, калькулятором, словарем и т.д. Убедитесь, что место удобное, содержится в порядке, хорошо освещено. Что самое важное, ребенка на рабочем месте ничего не должно отвлекать (например, телевизор).

Конечно, когда у вас близнецы, они в основном отвлекают друг друга. Хотя выполнение домашних заданий в группе может быть веселым и интересным занятием, это не всегда способствует успешному завершению работы. Можно порекомендовать отвести каждому из близнецов свое рабочее место, по возможности в разных комнатах. Если близнецы живут в одной комнате, это может быть трудно, и вам придется поставить второй письменный стол где-то еще.

Установите распорядок дня

После школьного дня детям нужно немного развеяться. Они могут проголодаться и захотеть пообедать. В зависимости от своего характера, они могут отдыхать разными способами. Некоторые хотят спокойно посмотреть телевизор или поиграть на компьютере, а другим требуется активный отдых – спортивные игры или просто беготня. Но некоторые особенно сознательные дети не могут позволить себе расслабиться, пока уроки не сделаны. Продумывая распорядок дня детей после школы, имейте в виду индивидуальные потребности и образ жизни каждого из близнецов.

Все дети очень ценят возможность провести какое-то время наедине со взрослым и обсудить с ним события прошедшего дня. Когда в семье близнецы, родителям бывает трудно выкроить время для каждого. Близнецы часто соревнуются за внимание взрослого, перекрикивают и перебивают друг друга, стремясь поделиться последними школьными новостями. Некоторые из них в это время дня становятся особенно нетерпимыми друг к другу, завидуют, что соблизнец принес больше хороших оценок или успел первым рассказать о том или ином интересном событии.

Договоритесь с детьми, что будете выделять каждому из них индивидуальное время в течение дня. Всегда выполняйте это обещание, чтобы они могли чувствовать себя спокойно. Избегайте соревнования и соперничества, просите их отложить рассказ об интересных новостях до того момента, пока они не останутся наедине с родителем.

Воспитывайте в детях ответственность. Хвалите близнецов за то, что они каждый день тщательно записывают домашние задания, награждайте за хорошо сделанную работу. Научите их держать в порядке портфели, тетради и школьные принадлежности. Четко обозначайте, где чьи вещи, чтобы дети их не путали, и напоминайте им подписывать тетради и учебники. Научите их планированию: если собрать портфель с вечера, утром не придется терять драгоценное время на поиски пропавшей тетради.

В чем смысл домашних заданий?

Когда вы решаете, насколько вам следует участвовать в выполнении детьми домашних заданий, примите во внимание, какую функцию они выполняют. Педагоги выделяют три категории домашних заданий. Первая – это возможность для учеников натренировать умения, полученные в классе. Например, задачи по математике, которые решаются определенным способом, изученным сегодня в классе. Вторая – задания, которые подготавливают учеников к изучению определенной темы (например, сбор информации и написание докладов). Третья – задания на широкое применение знаний, полученных в школе.

Кроме того, домашние задания выполняют и более важную функцию. Они помогают ученикам выработать у себя необходимые привычки и черты характера, например, инициативность, ответственность, организованность и заинтересованность. Можно сказать, что развитие этих черт даже важнее самих уроков, поэтому родителям так важно занять продуманную позицию по отношению к домашним заданиям. Конечно, им нужно быть в курсе того, как каждый ребенок делает уроки. Будьте готовы оказать ему помощь. Но не делайте уроки за ребенка и не исправляйте его ошибки. Вы не только обесцените работу учителя, но и помешаете развитию важных черт характера, которые так понадобятся вашему ребенку, когда он станет взрослым.

Они такие разные…

Родитель близнецов всегда имеет повод для сравнения – каковы школьные успехи его ребенка по сравнению со сверстниками, в данным случае, с соблизнецом. Но в том, что касается домашних заданий, сравнение близнецов может создавать проблемы. Если у них разные учителя, они могут получать разные объемы домашних заданий, что дает повод для зависти. Вы, конечно, думаете, что близнец, которому задают больше, завидует тому, которому задают меньше, но в некоторых семьях происходит как раз противоположное! («Это нечестно, что ей задали доклад о медведях! Я сама хочу его написать!» – жалуется девочка-первоклассница.)

Принимайте различия в способностях ваших близнецов. Даже у однояйцовых близнецов есть свои неповторимые сильные и слабые места. Изо всех сил старайтесь не сравнивать их работу. Пусть уроки будут их личным делом. Как врач не обсуждает состояние одного пациента с другим, так и вы уважайте право каждого ребенка на личную жизнь в семье.

Как помочь учителю общаться с вашими близнецами?

Вы, как родители близнецов уже давно отказались от мифов и стереотипов по поводу ваших детей: «Да, вы можете их различать», «Нет, у них нет телепатии». Учителя и работники школы, с которыми вы встречаетесь на протяжении всего хода обучения детей, не имеют такого богатого опыта общения с близнецами. Они также различаются по своей способности и желанию узнать, что лучше подходит вашим детям в плане обучения. Вы можете столкнуться со стереотипом, что близнецов ни в коем случае нельзя помещать в один класс. Некоторые школы могут провоцировать соревнование между детьми. В таких ситуациях воспользуйтесь нашими советами:

    Старайтесь сотрудничать с работниками школы и избегайте ситуаций соревнования. Высказывайте свои пожелания таким образом, чтобы подчеркнуть, что у вас есть общая цель – создание наилучшей учебной среды для ваших детей. Самый главный вопрос – это размещение близнецов по классам: будут они учиться вместе или отдельно друг от друга. Если вы считаете, что близнецам лучше учиться в разных классах, вы вряд ли столкнетесь с какими-то возражениями. Но если вы убеждены, что близнецам лучше учиться вместе, хотя бы один год, учителя и администрация могут активно вам противодействовать.

Решение этого вопроса лучше достигается совместными усилиями двух заинтересованных сторон. Вы делитесь своими соображениями о потребностях, отношениях, темпераменте близнецов и их поведении в домашних условиях. Работники школы со своей стороны сообщают имеющуюся у них информацию по поводу школьной жизни детей и о том, насколько она соответствует потребностям близнецов.

  • Подтверждайте свою точку зрения мнением специалистов. Если ваших близнецов наблюдал психолог, педиатр или другой специалист по детскому развитию и политика школы противоречит его мнению, поставьте работников школы об этом в известность. Предоставьте школьной администрации письменное заключение или иное свидетельство специалиста, чтобы повлиять на политику школы по тому или иному вопросу.
  • Предоставьте школе информацию, касающуюся близнецов и их обучения. Можно посоветовать родителям составить подборку материалов, подтверждающих вашу точку зрения по тому или иному вопросу. Например, многие учителя с удивлением узнают, что в широкомасштабных исследованиях не получено абсолютно никаких доказательств того, что раздельное обучение способствует интеллектуальному или эмоциональному развитию большинства близнецов.
  • Всегда просите учителя индивидуально оценивать каждого из близнецов. Ваши близнецы заслуживают такого же индивидуального внимания учителя, как и все другие ученики.

Обучение близнецов: несколько слов для учителя

В связи с ростом числа близнецов и особыми социальными и психологическими условиями их развития, работники сферы образования и учреждения по их подготовке должны иметь в виду следующие моменты:

1. В школе нужно уважать тесную связь между близнецами, но в то же время создавать условия для развития уникальных способностей каждого. Важно знать основы психологии близнецов, особенно различий между однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами. Осознание глубины связи между МЗ и некоторыми из ДЗ близнецов позволит более чутко реагировать на их потребности. Понимание того, что каждый из близнецов – уникальная личность (даже если они однояйцовые) поможет работникам школы выявить способности каждого и способствовать их развитию. Учителям нужно научиться отличать близнецов друг от друга, не прибегая к крайним мерам – требованиям надевать именные таблички, носить одежду разного цвета или делать разные прически. Детей нужно правильно называть по именам, а не просто «близнецами». Классные руководители должны знать сильные и слабые места в обучении каждого ребенка. Недопустимо открыто сравнивать близнецов между собой.

2. Школы должны придерживаться гибкой политики относительно распределения близнецов по классам в начале обучения. Беседы с родителями позволят лучше понять, что нужно сделать, чтобы пойти навстречу потребностям детей. При принятии решения о распределении близнецов по классам в начальной школе нельзя руководствоваться целью развития индивидуальности ребенка или соображениями удобства для учителя. Правильное решение имеет своей целью облегчение для ребенка отделения от родителей и соблизнеца, его социальное развитие и успехи в обучении. Это решение нужно ежегодно пересматривать, чтобы убедиться, что они все еще способствуют достижению первоначальной цели.

3. Если близнецы попадают в параллельные классы, учителям нужно придерживаться последовательного подхода к их обучению. Учителям, в классах у которых обучается один из членов близнецовой пары, лучше скоординировать свои усилия. В начале школьного обучения многие близнецы испытывают чувства разочарования, смущения, злости. Они часто провоцируются тем, что в классе одного из близнецов учитель провел какие-то дополнительные учебные мероприятия, а в классе другого близнеца их не было. Ребенок завидует соблизнецу и обижается на него за то, что тот попал в «лучший класс». То, что члены близнецовой пары обучаются в параллельных классах, может способствовать освоению учителями групповых методов обучения и лучшей координации программы обучения. Хотя в средней школе эта проблема уменьшится, учителя и администрация по-прежнему должны понимать реальные проблемы, которые возникают у близнецов, обучающихся в разных классах.

4. Учителям нужно с особой осторожностью подходить к разрешению таких ситуаций, как оставление одного из близнецов на второй год, перевод на класс выше или назначение старостой. При этом нужно руководствоваться не только академическими соображениями, но и учитывать психологические и социальные аспекты связи между близнецами. Выделение одного из членов близнецовой пары, помещение его в особые условия может глубоко повлиять на его отношения с соблизнецом. Это может привести как к легкому снижению самооценки и пересмотру своего статуса в паре у одного из соблизнецов, так и к утрате идентичности как члена близнецовой пары, чувствам злости и отверженности. Поэтому при принятии подобных решений нужно рассматривать не только их неоспоримые достоинства, но и возможный вред.

5. Учителя начальной, средней и высшей школы должны ценить помощь родителей в понимании природы отношений между близнецами. Наблюдения за поведением детей в классе, особенно если близнецы обучаются раздельно, не даст учителям информации, достаточной для принятия решений, которые могут повлиять на социальное или психологическое благополучие детей. Зато родители обычно могут предоставить информацию о динамике отношений между близнецами на каждом этапе их развития. Учителям начальных классов нужно быть в курсе, насколько глубоки отношения зависимости между близнецами, и общаться с ними так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. В отношениях близнецов-подростков могут появиться трудности, потому что каждый из них борется за установление собственной идентичности и признание ее другими. Отношения между МЗ и ДЗ близнецами различаются, как и отношения между однополыми и разнополыми двойняшками.

6. Учителям, в классе которых обучаются близнецы, очень полезно быть в курсе результатов последних исследований по психологии близнецов и учитывать их в своей работе. В школьной библиотеке должно быть несколько книг о близнецах. Кроме того, нужно без колебаний обращаться за консультациями к родителям.

Близнецы младшего школьного возраста: вопросы и ответы

У родителей близнецов младшего школьного возраста существуют и другие поводы для беспокойства, кроме учебы и успеваемости своих детей. Вкратце остановимся на некоторых наиболее распространенных.

«Что если один близнец всегда уступает другому?» В большинстве взаимоотношений всегда имеется одна сторона, принимающая решения, и вторая, которая охотно следует за ней. Так и с близнецами: часто один из них оказывается более требовательным и решительным, а второй – более мягким и спокойным. Об этом не стоит беспокоиться, если у более уступчивого близнеца есть возможность научиться принимать собственные решения. Бывает трудно сказать «нет, я бы предпочел что-то другое», но освоить это умение полезно.

Родители могут помочь обоим близнецам, предложив им принимать решения по очереди. Например, можно спросить у одного из близнецов, чем бы им хотелось сегодня заняться, а в следующий раз попросить другого сделать свой выбор. Неправильно, если решения всегда принимает один и тот же человек. Вы укрепите самооценку обоих близнецов, если убедите их принимать решения наравне и пробовать себя в разных областях.

Начальные классы – это время, когда у детей развиваются новые умения, появляются друзья и повышается уверенность в себе. Вы поможете им стать более уверенными в себе и повысить их самооценку, если позволите им занимать в разнообразных секциях, кружках, спортивных клубах и т.д. Когда ваши дети найдут себе занятие по душе и расширят свой круг общения, их уверенность в себе резко возрастет, особенно если учеба в школе их не очень привлекает.

Карманные деньги всегда были предметом для споров между родителями и детьми, особенно если эти дети – близнецы, чьи семьи зачастую стеснены материально. Некоторые родители снабжают детей деньгами на карманные расходы без всяких условий, другие ограничиваются небольшими суммами, которые могут увеличиваться за своевременно сделанные домашние задания, хорошие отметки, помощь по дому или за поддержание порядка в своей комнате. Решайте сами, что лучше подходит в вашем случае. Но обычно давать детям много денег – не самая лучшая идея. Гораздо полезнее – дать немного денег и объяснить их ценность. Если они просят какой-то дорогой подарок, объясните им, после скольких часов работы вы сможете себе его позволить и что еще можно купить за такие деньги. Попросите их откладывать деньги в копилку. Если им захочется приобрести что-то не очень нужное, но привлекательное, может быть, они смогут внести часть стоимости?

«Что если один из близнецов физически развивается быстрее другого?» Объясните им, что такое случается часто, и тот, кто сейчас отстает, вскоре догонит своего собрата. Постарайтесь убедить их не обращать на это особого внимания, ведь это не соревнование!
«Мои дети по утрам постоянно усталые и раздражительные, что мне делать?» Сначала убедитесь, что они хорошо высыпаются и перед сном занимаются спокойными видами деятельности, а не читают, не смотрят телевизор и не играют на компьютере до поздней ночи. Затем проследите, чтобы они получали сбалансированное питание со всеми веществами, необходимыми для роста. В рацион детей должны входить белки (мясо, сыр, бобовые), фрукты и овощи (5 и более раз в день), достаточно воды и немного углеводов (хлеб, каша, картошка, рис).

«Не слишком ли много мои близнецы занимаются вне школы?» Правильный девиз – хорошенького понемножку! Если по вечерам дети ходят на танцы, на музыку и в бассейн, а утром просыпаются разбитыми, они явно перегружены. У современных детей меньше возможностей выбирать, как провести свободное время. Им нужно располагать временем для собственных занятий (или просто для безделья), чтобы научиться брать на себя ответственность за организацию своего времени.

«Мам, мне скучно!» Перед тем как запереть дверь квартиры и отправиться с детьми на увлекательную прогулку, остановитесь и спросите их, что они сами могли бы сделать, чтобы развеять скуку. К этому возрасту у них должны иметься простые способы развлечь себя самостоятельно. Обеспечьте их красками, бумагой, игрушками – и у них будет все необходимое, чтобы занять себя по вечерам. Детям не нужны развлечения 24 часа в сутки; им требуется время на размышления и занятия творчеством без постоянного притока извне ярких впечатлений. И снова поощряйте близнецов к разным видам деятельности, не заставляйте обоих заниматься одновременно одним и тем же. Позже это даст им тему для разговоров («Вот чем я занимался вечером, а ты?»).

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Сергея Борисовичя Малых «Я или МЫ: Как растить близнецов».



loading...
Всего комментариев: 1 Написать комментарий
Светлана (2012-03-12 00:00:11) ответить
статья помогла мне по очень многим вопросам.Спасибо.Хотелось бы ещё что нибудь прочитать про близнецов подрасткового возроста.Первая любовь,ревность и т.д.Есть ли по этому поводу исследования?