Методика определения уровня развития детей 6-9 лет.

Цель: исследование уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания:

    I субтест — исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
    II субтест — исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
    III субтест — исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
    IV субтест — выявление умения обобщать.

Порядок проведения: Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики

I субтест

Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),
в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы — это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова обычно спит... (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда ... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
к) Город в России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II субтест

Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III субтест

Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа — другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Т.е. нужно установить, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»

а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор,яблоня,колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV субтест

Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним определением, например:
Брюки, платье... — одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата...
б) Окунь, карась...
в) Лето, зима...
г) Огурец, помидор...
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван...
ж) День, ночь...
з) Слон, муравей...
и) Июнь, июль...
к) Дерево, цветок...

Правильные ответы

I субтест:
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва

II субтест
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный

III субтест
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер

IV субтест
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения

Обработка результатов

I субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь — ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.

II субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

III субтест:
За правильный ответ — 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла.

IV субтест:
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, — 40 (100% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).

Интерпретация результатов

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку — дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = х • 100% / 40
где х — сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности — 32 балла и более (80—100% ОУ),
3-й уровень — 31,5—26 баллов (79,0—65%),
2-й уровень — 25,5—20 баллов (64,9—50%),
1-й уровень — 19,5 и менее (49,9% и ниже).



loading...
Всего комментариев: 19 Написать комментарий
Наталья (2015-12-08 21:44:00) ответить
Вода, конечно, не всегда жидкость, лед и пар - это тоже вода в твердом и газообразном состоянии, и это дети проходят еще во втором классе. Если имеется в виду вода при стандартных условиях, т.е. жидкая, то она тогда и ВСЕГДА прозрачная (т.е. бесцветная, см. определение воды в любом учебнике). Далее, пункт з) II теста. Ребенок вычеркнул курицу, т.к. она женского рода, остальные птицы мужского, а что имел в виду составитель? Что лебедь - дикая птица? Но это не так, в монастыре неподалеку мы с дочерью часто наблюдаем лебедей, разводимых на монастырском пруду вместе с гусями и утками и не только в декоративных целях. Кстати, вычеркнуть можно курицу (или петуха) и потому, что это название одного вида птицы, т.е. получается повтор. Про формулировку "назовите одним словом", а на деле определения в два слова (рабочие инструменты, времена года и т.д.) уже написали. В общем, надо исправлять недочеты, прежде чем детям давать.
Кира (2015-05-08 10:15:42) ответить
Ой у моей девочки 4-ый уровень! Хотя ей уже 10 годиков, но 4 класс. Отлично! Мне очень понравилось) Я даже своей принцессе за - это куколку купила)
Мария (2014-05-19 17:33:36) ответить
а кто автор методики?
Victoria (2013-03-30 09:59:24) ответить
Тест просто "чудо" , особенно муравей- животное.
alenka (2013-03-30 19:43:55) ответить
по вашему муравей - скорее растение ? Давайте спросим у WIKI : Научная классификация
Домен: Эукариоты
Царство: Животные
Тип: Членистоногие
Класс: Насекомые
Отряд: Перепончатокрылые
Семейство: Муравьи
мама (2013-02-09 21:12:05) ответить
вода не всегда жидкая. автору тестов 2 по химии. увы. у меня ребенок в 5 лет знал что молекулы воды при низких температурах замерзают в лед, но это - твердая форма одного вещества: ВОДЫ. а то о чем вопрос - это жидкость, а не вода. москва есть не только в нашей стране. вопрос надо ставить: какой город- русский? если ребенка учат изначально правильно, то он знает что такое ЗИМА на уровне оборота Земли и зимнего солнцестояния, соответственно подобные тесты неграмотных в астрономии создателей будут только запутывать ребенка. Совы не всегда спят днем, а ЧАЩЕ. и так далее.... в целом, много хороших задумок, но надо как втом анекдоте про паровоз еще "обработать напильником"
Елена (2014-06-30 12:29:36) ответить
Вода ВСЕГДА жидкая, как раз таки в хим. энциклопедии и есть определение воды-как жидкости без запаха, цвета и вкуса!!! А твердое состояние--это есть лед, снег, газообразное-пар. Так что ребенка в 5 лет не надо перегружать определениями, к которых сами не особо сильны. А по поводу города-в России из предложенных вариантов есть явно ТОЛЬКО Москва, потому как других городов в России нет!!!! Да и по поводу совы, вопрос задается, когда ОБЫЧНО, а не Всегда спит сова. Так, что мамочка----невнимательность--рождает поверхностность знаний, а значит--отсутствие их фундаментальности)))) Этот тест нужно сначала Вам пройти(если сможете), и задуматься))))))
Елена (2014-06-30 12:19:48) ответить
!!!
Татьяна (2013-10-28 12:06:41) ответить
Вода не бывает твердой, еcли она замерзла, то уже не вода, а лед. Вы перегружаете пятилетнего ребенка ненужной в его возрасте информацией. Даете оценку грамотности создателям, не имея объективной на это возможности.
Alenka (2013-02-11 15:05:04) ответить
Вы смотрите на тест с позиции взрослого. Дети имеют несколько иное восприятие. Но раз Ваш ребенок знает, что молекулы воды при низких температурах замерзают в лед , то наверно ему также знакомо понятие Бритва Оккама и ему не составит труда решить эти задания.
Ксения (2012-11-02 13:21:24) ответить
Denol говорит: Ужасный тест. Вопрос: Эти пары слов можно назвать одним словом Ответы: а) рабочие инструменты ... в) время года ... ж) время суток ... и) месяцы лета - если это ОДНО слова то я лошадь ... Ребенок именно спотыкался из-за этого "одним словом" и называл либо близкое по значению( рабочие инструменты - вещи, месяцы лета - месяцы) либо не находил этого "одного слова": день-ночь - ну-ка господа психологи придумайте название этой паре в одно слово! Во вторых, в задании а) 1 субтеста ребенок должен сам сформулировать задание всего теста, а именно, что здесь имеется ввиду понятие "всегда"! Первым должно было-бы идти задание типа з)Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная) или (это даже лучше) и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) и только после этого "выясняется понимание ребенком слова «всегда»"
Валентина (2014-11-30 11:03:59) ответить
День-ночь -это антонимы,ребенок 2 классник должен знать это определение.
Александра (2013-02-11 19:18:58) ответить
Девочки, нужно правильно ребенку объяснить в чем тут логика, если он не понял с первой попытки. Ну а если, не получилось и со второй, это не значит ребенок ваш плохо подготовлен или чего-то не знает. Просто ему еще надо позврослеть немного, тест ведь для детей от 6-9 лет.
Елена (2012-11-30 00:06:53) ответить
Тест неплохой. Но Ксения права, есть ошибки...Надо скорректировать.
Denol (2012-08-19 23:55:46) ответить
Ужасный тест. Вопрос: Эти пары слов можно назвать одним словом Ответы: а) рабочие инструменты ... в) время года ... ж) время суток ... и) месяцы лета - если это ОДНО слова то я лошадь
Агния (2016-04-13 20:29:26) ответить
Люди,какие вы невнимательные!не одним словом, а одним определением... Получается по определению Вы и вправду ЛОШАДЬ!!!
bloom (2012-01-02 12:27:35) ответить
моэй сестре и братику очень-очень понравилось
маргарита (2011-08-26 13:12:02) ответить
тест хороший,но хотелось бы подробно узнать об уровнях,т.е.описаниеуровней,характеристики
Альбина (2010-03-23 12:09:50) ответить
тест просто чудо