Развивающая работа

Смысл развивающих занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его физическое, функциональное и психическое развитие.

Решающим фактором развития младенца является мир материальной и духовной культуры. В самом деле, всё, что окружает ребёнка сразу после рождения относится к человеческой культуре, будь то обстановка жилища, предметы ухода за малышом, способы приготовления пищи, традиции содержания ребёнка туго запеленутым или предоставление ему свободы движений, мамины колыбельные песни, особенности разговора взрослого-с младенцем и многое другое. Ребёнок буквально погружается в мир культуры, и это погружение начинается задолго до его рождения. Ещё в период до рождения все органы чувств плода тренируются, настраиваются на встречу с реальной действительностью, а органы речи, в частности мышцы голосового аппарата, способны беззвучно воспроизводит ...
Пожалуй, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребёнка творческой личностью. Необходимыми составляющими творчества являются: свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и эмоциональный опыт раннего детства. Детские впечатления, фантазии, особое восприятие событий и явлений кажутся взрослым далёкими от реальности и даже примитивными; на самом же деле в них часто содержатся зародыши творчества. Иногда можно наблюдать, как взрослый рисует какой-либо предмет или показывает ребёнку картинку и называет то, что изображено. Малыш видит это по-своему, ему ...
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать. 2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний ироде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре. 3. Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все само ...
Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. В развивающих играх объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. 1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. 2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. 3. Задачи расположены п ...
Для правильного роста и развития способностей ребенок должен иметь много разных игрушек, ведь игра - это очень важное для детишек занятие. Правильному выбору игрушек для каждого возраста надо учиться. Вот некоторые рекомендации французских детских психологов. Период с рождения до трех месяцев Уже в этом возрасте ребенок начинает познавать мир при помощи зрения, слуха, осязания. Игрушки вашему малышу следует показывать, когда он спокойно лежит на спине. Это может быть музыкальная шкатулка с нежной мелодией и не очень яркой раскраски. Можете использовать подвесные погремушки на расстоянии примерно 20 см от ребенка, чтобы при желании он мог дотянуться и потрогать предмет. Выбирайте фигурки разного размера, формы, цвета, пер ...
Изучая различные книги для родителей, рано или поздно вы наткнетесь на словосочетание "раннее развитие". Обязательно остановите взгляд, задумаетесь. Термин не совсем удачный, поскольку изначально содержит в себе негативную оценку- понимание "раннего" как "преждевременного". И, тем не менее, такое обозначение целого ряда авторских и групповых методик устоялось в течение десятков лет, может, как раз потому, что оно "цепляет" глаз. В понимание большинства взрослых "ранние" занятия означают лишь то, что родители начинают заниматься с детьми по той или иной методике, когда другие вокруг (в том же возрасте детей и в тех же условиях) даже и не помышляли, что к обучению малыша можно подходить серьезно. Несомненно, ребенок и без вашей пом ...
Уже многие родители знают, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики). Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Лучше заниматься с двумя взр ...
Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе.Однако, освоение ребёнком этих навыков и знаний не является самодостаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Опыт и практика преподавания в школе показывают, что при нормальном общем развитии любой ребёнок, систематически посещая школу, может овладеть этими знаниями и навыками в предельно короткий срок. Иногда детскому психологу приходится слышать жалобы родителей 6-ти летних детей на то, что, несмотря ни на усиленные домашние занятия с ребёнком, ни на занятия в специальных кружках по подготовке ребёнка к школе, некоторые дети так и не осваивают чтение и с ...
В качестве примера других развивающих игр для детей мы предлагаем одну из простых методик обучения ребёнка понятию цвета. Вырежьте из бумаги 25 карт, раскрасьте их так же, как это показано на рисунках на нашей странице, и расположите их одна под другой и в порядке возрастания номеров - с первой и по двадцать пятую. Обучение желательно начинать с красного цвета. Кружочки, окрашенные в этот цвет, располагаются в разных местах на первых 5 картах. Возьмите карты первой пятёрки. Попросите Вашего ребёнка указать на красный кружочек и он выполнит Ваше задание уверенно и без ошибки на всех пяти картах, поскольку другого цвета там не существует. Возьмите следующие 5 карт, на которых рядом с красным кружочком находится зеленый, увеличивающи ...
Предисловие к книге Масару Ибука. "После трех уже поздно "С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: "Конечно, они же гении". Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование. ...
Качу, куда хочуВашему малышу исполнился год. Он уже более или менее хорошо ходит, может сам взять, что ему нужно, до всего дотянуться. Прямохождение не только меняет положение малыша в пространстве, но и открывает новые возможности для разнообразных действий. Теперь он может выполнять ваши простые поручения: принести тапочки, или отнести на кухню ложку, или дать куклу бабушке. Любое задание взрослых воспринимается с восторгом и выполняется с большой ответственностью и энтузиазмом. Однако малыш в этом возрасте ходит еще не очень уверенно, ему легче бежать, чем ходить. Это происходит оттого, что у него плохо развиты координация движений и чувство равновесия. Для развития этих способностей можно использовать специальные игрушки-катал ...
На протяжении всего раннего возраста (от 1 года до 3 лет) ребенок знакомится, усваивает и совершенствует различные предметные действия, учится использовать бытовые предметы, играть с игрушками, а также овладевает речью, что способствует развитию наглядно-образного и символического мышления на следующем возрастном этапе. На третьем году жизни малыш совершенствует освоенные действия с предметами, стремится проявить свою активность, постепенно усложняя игры. Ассортимент необходимых игрушек расширяется, поскольку с развитием ловкости и наглядно-действенного мышления крохе требуются более сложные игрушки. Признание достижений ребенка со стороны взрослого способствует тому, что малыш стремится к результатам в деятельности, что является ...
Новорожденный . В первые дни и недели жизни ребенок активно приспосабливается к существованию. У него уже есть врожденные навыки: он сосет, глотает, моргает. Малыш чувствует и холод, и тепло, и даже то, как к нему прикасаются: нежно или грубо, уверенно или неуверенно. С первых дней жизни ребенок может видеть и слышать. Развивайте эти удивительные способности: разместите в поле зрения ребенка воздушными шарами, объемными поделками из плотной цветной бумаги (кубиками, шариками). Не забывайте периодически их менять. Ласково говорите с ребенком об игрушке: "Ах, какой шарик!" Примерно на десятый день жизни ребенок может следить взглядом за передвигающейся игрушкой. Как научить ребенка следить за игрушкой? Прежде ...
В продолжение статьи "Пальчиковая гимнастика" Лучше заниматься с двумя взрослыми: один садится напротив ребенка и выполняет все движения сам, а другой на первых порах садится за спиной у малыша и помогает ему складывать пальчики. Дом и ворота - На поляне дом стоит ( изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик приглашаем . (изображаем "дом") Репка. Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке) Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки) Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики) Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы со ...
Содержание На звук "Ж" На звук "Л" На звук "Р" На звук "Ч" На звуки "Кь, Къ " Дифференциация И-Ы Скороговорки На звуки " б, п, в, ф, г, к, д, т, х " На звуки " р, л, м, н " На звуки " с, з, ш, ж, ч, щ, ц " На звук "Ж" Еж с ежонком и ежихой Собирают ежевику. Рыжебокая лисица Тоже хочет поживиться. Призадумалась кума: У ежей иголок тьма! * * * Дождик, дождик не дожди, Дождик, дождик подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому. * * * Лежебока рыжий кот отлежал себе живот. Кушать хочется, но лень ворочаться. Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?.. * * * На звук "Л" Лы-лы-лы забивали мы голы Лу-лу-лу возле окон на полу Ла-ла-ла не за ...
Занятия с 9-18 месячными детьми. Рекомендуется заниматься с малышом, пока он сосредоточен, ни в коем случае не через силу. Игры на коленках. Подбрасывание ребенка в четком ритме очень полезно, особенно вместе с песенками или ритмичными стишками. Такие занятия развивают чувство ритма, речь. Все эти игры хороши в метро. Для всех этих игр характерны три стадии: (1)На коленях у мамы, все движения она выполняет руками ребенка. (2)Малыш сидит напротив, мама корректирует. (3)Ребенок выполняет движения самостоятельно. На 1 ритм Едем-едем на лошадке По дорожке гладкой- гладкой. В гости нас звала принцесса Кушать пудинг сладкий. Две собачки у порога Нам сказали очень строго… - Как ...
Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активност ...
Психологам и педагогам давно известно, что мелкую моторику у детей хорошо развивает чтение и работа пальцами или руками. Все эти занятия активизируют и стимулируют участки мозга, которые отвечают за речь, внимательность, и память малыша. Хорошим, и к тому же доступным занятием для развития этих способностей является создание фигур из бумаги - оригами. Это слово в переводе с японского языка обозначает - &lquite;складывать бумагу&rquite;. Искусство оригами пришло к нам из древних времен. В настоящее время занятие оригами для детей занимает первое место в развивающих и образовательных программах. Свою популярность оригами для детей заслужило своей доступностью в плане низких затрат. Ведь всё что Вам понадобится - это бумага и но ...
Не нужной и на первый взгляд бесполезной бумаги в каждой семье собирается великое множество: прочитанные журналы, рекламные буклеты, оставшиеся после ремонта куски обоев. Не надо спешить все выбрасывать – это отличный бесплатный материал для развивающих игр с малышом. Необходимо пересмотреть все бумажное «богатство» и выбрать то, что пригодится для познавательных занятий: маленькие картинки – для творчества, яркие иллюстрации – для знакомства с нашим миром, бумага разной фактуры – для развития сенсорики. Самые первые поделки из бумаги можно смастерить, когда малыш только научится отрывать маленькие кусочки бумаги от общего листа. Мять и рвать бумагу – это совсем не бесполезное занятие. Это самая первая тренировка для крохотных п ...
Роль раскраски в жизни каждого ребенка колоссальна. Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, штрихуя, развивают мелкую моторику , аккуратность и художественный вкус. Разноцветные краски детских рисунков - это первые шаги во взрослый мир изобразительного искусства. Начинать знакомство детей с раскрашиванием карандашами или красками лучше с двух лет. До двухлетнего возраста лучше покупать специальные раскраски, которые можно разукрашивать просто пальчиками с помощью воды или специальных красок. Раскраски для детей 2-4 лет должны быть четкими и с минимум мелких деталей. Учась правильно держать в руках карандаш, ребенок готовит свою руку к пи ...
Играя с детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение общение и просто делаем детей счастливее, а значит здоровее. Применительно к дошкольникам (в возрасте от трёх до шести-семи лет) следует говорить о развивающих занятиях, поскольку определяющим видом деятельности детей этой возрастной группы является не учение, а игра. Поэтому смысл развивающих занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его физическое, функциональное и психическое развитие (в соответствии с нижерассмотренными сферами).
Двигательная сфера - Развитие основных двигательных навыков: бега, прыжков, бросания и ловли мяча и т.п.

Мотивационная сфера - Развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира.

Познавательная сфера - Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

Волевая сфера - Развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.

Эмоциональная сфера - Развитие социальных эмоций: сочувствия и сопереживания.

Личностная и социальная сферы - Развитие способности к позитивному взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным навыкам.

Развивающими играми желательно заниматься каждый день по 15-20 минут.

Рекомендации по проведению игр:

- Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже "над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность). 

- Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с похвалы: "Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания еще лучше, чем сейчас". Необходимость обще6й положительной оценки вызвана тем, что в 4-5 лет дети не могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова "Ты сделал это плохо" дети воспринимают как "ты плохой" и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослых. 

- Не спешите подсказывать. Старайтесь чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны. Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял. 

- Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить "Почему ты так считаешь?" 

- Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: "Мне уже надоело играть". Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.

- Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.

- Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.

Младший дошкольный возраст - это период, когда нужно подготовить ребенка к восприятию обучающего материала. А именно, развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), которые помогут обеспечить успешное овладение учебной программой.