Энурез

Энурез — ночное непроизвольное мочеиспускание — явление весьма распространенное среди детей раннего и даже старшего дошкольного возраста. При этом дети могут мочиться как во время дневного, так и ночного сна. Приблизительно около 15 процентов детей дошкольного возраста страдают энурезом. Энурез становится большой проблемой не только для родителей, вынужденных намного чаще обычного стирать одежду, постельное белье (не говоря уже о психологических переживаниях), но и для самого ребенка. Взрослея, он начинает понимать свой недостаток и сильно переживать из-за него, порой тщательно скрывая ночное недержание мочи не только от сверстников, но и от членов семьи.

Сильные переживания ребенка ведут к еще большему развитию заболевания, так как энурез в большинстве случаев тесно взаимосвязан с нарушениями невротического характера.

Энурез может быть первичным — когда ребенок продолжает мочиться в постель, уже выйдя из младенческого возраста, и вторичным, когда после более-менее длительного "сухого" периода развивается недержание мочи.

Одной из наиболее распространенных причин недержания мочи у детей является общее нарушение психико-эмоционального состояния, или невропатия.

Как правило, дети, страдающие энурезом, всегда спят слишком крепко. Их очень сложно разбудить, но при этом сон их нельзя назвать спокойным, так как во время сна ребенок проявляет двигательную активность. Как правило, чрезмерная глубина сна является реакцией организма на дневное перевозбуждение.

Вот типичная картина поведения ребенка, страдающего энурезом по причине невропатии: днем он сильно возбужден, демонстрирует повышенную двигательную и эмоциональную активность, проявляющуюся в сильных вспышках радости и гнева. Частый плач и истерики; засыпает с трудом, несмотря на то, что хочет спать; во сне подвижен, просыпается с большим трудом. Если понаблюдать за спящим ребенком в течение какого-то времени, можно увидеть, что наиболее беспокойной является первая фаза сна, длительность которой может быть произвольной и продолжаться вплоть до непроизвольного акта мочеиспускания. После того как ребенок, не проснувшись, мочится в постель, сон его улучшается, становится более спокойным. Энурез в данном случае выполняет функцию временного средства нормализации процесса сна.

Признаком того, что именно невропатия служит причиной энуреза ребенка, может стать и его повышенная чувствительность к погодным условиям, к охлаждению — непроизвольное мочеиспускание у таких детей в холодную погоду становится более выраженным.

Многие родители, пытающиеся прибегнуть к помощи лекарств, влияющих на степень глубины сна, в данном случае совершают ошибку: в том случае, если глубина сна искусственно уменьшается, автоматически повышается возбудимость ребенка в течение дня.

Подобное повышение активности нервной системы может в дальнейшем привести к серьезным последствиям, хотя энурез при таком способе вмешательства может и прекратиться.

Может ли энурез передаваться по наследству? В данном случае по наследству передается не энурез как таковой, а общие особенности нервной системы родителей.

Как правило, энурез у таких детей проходит к восьми-десяти годам, в зависимости от того, в каком возрасте прекратятся нарушения сна.

В самом раннем возрасте основным фактором недержания мочи у детей чаще всего выступает условно-рефлекторный. Ребенок, приученный к тому, что в определенное время его сажают на горшок, во время сна подсознательно ожидает того же. Привыкший к присутствию матери, он может обмочиться и ночью в том случае, если мать не откликнется на его зов. Этот вид энуреза, развиваясь в раннем возрасте, может наблюдаться у детей вплоть до пяти лет.

Еще одной причиной возникновения энуреза у детей может стать неравномерность психомоторного развития, или так называемый дизонтогенетический фактор. Такие дети отличаются более замедленным, по сравнению со сверстниками, уровнем двигательного и психического развития, они позже начинают сидеть, ходить, говорить и т.д. В некоторых случаях свидетельством неравномерности психомоторного развития может служить чрезмерная быстрота движений или же, наоборот, их скованность.

Причиной возникновения энуреза может послужить элементарный недостаток внимания и любви со стороны родителей. Это — так называемый фактор педагогической запущенности. Родители могут уделять ребенку слишком мало внимания по разным причинам: кто-то просто не способен на то, чтобы проявлять чувства к ребенку, кто-то слишком сильно занят на работе, а кто-то просто считает, что не следует "баловать" ребенка, особенно мальчика, слишком много ласкать его. Дети, страдающие от недостатка проявлений родительских чувств, как правило, либо чрезвычайно перевозбужденные, либо, напротив, за­торможенные. В данном случае энурез может иметь стабильный и весьма продолжительный характер.

Зачастую детский энурез может быть обусловлен так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Подобное расстройство чаще всего наблюдается в том случае, когда родители ребенка страдают алкоголизмом. Именно алкоголь оказывает травмирующее действие на мозговую систему ребенка, что проявляется, в частности, в патологических нарушениях процесса сна. Энурез в данном случае является приобретенным от родителей рефлексом расслабления в виде акта непроизвольного ночного или дневного (во время сна) мочеиспускания, что нередко наблюдается и у алкоголиков в состоянии опьянения. Дети, страдающие минимальной мозговой дисфункцией, имеют общий сниженный фон эмоциональности. Переживания и чувства таких детей неглубоки, поверхностны, самокритичность практически отсутствует.

Энурез, возникающий в результате церебральной органической недостаточности (или церебрально-органический фактор) — еще одна разновидность ночного недержания мочи у детей. Наиболее очевидными признаками в данном случае являются повышенная двигательная активность ребенка, возбудимость, частая смена настроений, конфликтность, драчливость, неспособность жить в коллективе, прак­тически полное отсутствие критичности к собственным недостаткам. В данном случае энурез обусловлен родовой травмой, повлекшей за собой повышенную и болезненную возбудимость мозга.

Менее распространенной причиной возникновения энуреза у детей может стать так называемый невротический фактор. В этом случае недержание мочи у ребенка не имеет стабильного характера — иногда в течение короткого или даже Достаточно длительного периода времени он может оставаться в постели сухим. Недержание мочи наблюдается на общем фоне повышения эмоционального состояния, чувства страха или тревоги, когда ребенок чем-то напуган или просто перевозбужден, то есть в данном случае причину недержания мочи следует искать в стрессовой ситуации. Стресс является толчком; если это кратковременный стресс, то энурез со временем прекращается и возобновляется лишь при повторном влиянии очередного стресса. Если же ребенок живет в постоянном стрессе (к примеру, его преследуют ночные кошмары, он боится темноты и т.д.), то, соответственно, энурез имеет более стабильный и постоянный характер. Как правило, такие дети очень переживают по поводу своего недостатка и всеми силами стараются скрыть энурез от родителей и других членов семьи.

Зачастую энурезом страдают те лети, которые по темпераменту не схожи с родителями, особенно с матерью (или с тем из членов семьи, который воспитывает ребенка).

Подвижная, активная мать (холерик) зачастую испытывает раздражение оттого, что ее ребенок чересчур медлителен. Она начинает упрекать его в неподвижности, вялости. Точно такую же картину можно наблюдать и в другом случае, когда мать-флегматик всеми силами пытается ограничить подвижность своего ребенка, заставить его спокойно играть в песочнице вместо того, чтобы постоянно бегать и кричать.


Родители трехлетней девочки Маши обладали полностью противоположными темперамента: мать — флегматик, а отец ярко выраженный холерик. Маша — первый и единственный ребенок в семье. Муж очень хотел, чтобы родился сын, поэтому после рождения дочери некоторое время испытывал разочарование. Маша росла спокойным, тихим ребенком, по темпераменту явно напоминая мать. До полутора лет отец практически не принимал никакого участия в воспитании дочери, однако в связи с рядом семейных обстоятельств со временем ему пришлось заниматься Машей все чаще. Иногда он проводил с дочерью гораздо больше времени, чем мать. Неторопливость, "неуклюжесть" Маши его слегка раздражала, он все время пытался заставить ее играть в подвижные игры, бегать, прыгать, в то время как сама девочка предпочитала тихо сидеть в уголке, играя в игрушки. Отец же мечтал видеть в девочке живого и подвижного "мальчика", всеми силами стараясь расшевелись ее. Мать, приходя с работы и видя перевозбужденную девочку, начинала ругать ее за то, что она слишком громко и много кричит, перебивает взрослых, разбрасывает игрушки по комнате.

Подобные сцены зачастую заканчивались бурными истериками со стороны дочери, чего раньше никогда не наблюдалось. При этом в двухлетнем возрасте Маша начала внезапно просыпаться по утрам мокрой, хотя для нее это был уже пройденный этап. Родители списывали это на прохладную температуру воздуха, однако ночные непроизвольные мочеиспускания продолжились и летом, несмотря на то, что в комнате было тепло, а девочку всегда отводили перед сном в туалет. Со временем родители подметили одну особенность: если девочка просыпалась сухой, это, как правило, было в те дни, когда она в течение долгого периода оставалась с матерью. Однако со временем "сухие" периоды полностью прекратились. Каждый из родителей, не вдумываясь в причины энуреза, продолжал "тянуть" в свою сторону.

Подобное взаимоисключающее отношение родителей к ребенку может стать причиной постоянного, долговременного стресса, что, в свою очередь, приведет к нарушениям сна и энурезу.

Не пытайтесь "переломить" темперамент ребенка — он дан ему от природы. Подобные метолы воспитания ведут к нарушениям психики!

Энурез иногда проявляется у детей как неосознанный протест против условий жизни, в которые они поставлены, против родительской несправедливости или несправедливости со стороны педагога. Очень часто ребенок, вполне здоровый и не страдающий непроизвольным мочеиспусканием, начинает стабильно мочиться во время сна в первые недели или даже месяцы в детском саду или яслях. То же самое на­блюдается и в том случае, когда попытки родителей приучить ребенка к опрятности и чистоплотности предпринимаются слишком рано.

До некоторых пор непроизвольное мочеиспускание естественно. Родители, стремящиеся "опередить время", впоследствии начинают сталкиваться с "проблемой горшка": сколько бы мать ни держала ребенка над горшком, он не будет мочиться, но стоит ей спустить его с рук — он тут же помочится на пол. Горшок со временем начинает восприниматься ребенком с истерикой: только увидев его, он начинает топать ногами, плакать или возмущенно махать руками, требуя, чтобы от него убрали подальше этот предмет. В результате ребенок, которого хотели приучить к опрятности раньше других, становится опрятным го­раздо позже своих сверстников.

Кроме того, каждый ребенок индивидуален, а поэтому общих критериев быть не может. Даже если большинство детей-сверстников уже просятся на горшок, об индивидуальных особенностях психики, характера и темперамента забывать все же не следует. В этом случае родителям нужно как можно раньше прекратить попытки приучения ребенка к горшку. При этом не следует забывать, что оставлять ребенка мокрым в качестве "наказания" недопустимо! Это способствует атрофии позыва на мочеиспускание и прогрессированию энуреза. Через некоторое время можно снова повторить попытки приучения к горшку, однако лишь в том случае, если ребенок будет реагировать на него спокойно. Иногда помогает простая замена одного горшка другим.

В том случае, если ребенок излишне полный, потливый, склонный к отекам и аллергии, страдает энурезом — возможно, имеет место так называемый соматически-эндокринный фактор. Сбои в работе нервной и эндокринной систем в данном случае провоцируют недержание мочи.

В практике достаточно редко можно выделить какую-либо определенную причину возникновения этого заболевания. Чаше всего причины действуют в совокупности.

Как поступить родителям в том случае, если у ребенка развивается это заболевание? Прежде всего необходим врачебный контроль. В некоторых случаях назначается курс обследования и лечения у невропатолога. Но бороться с энурезом можно и в домашних условиях (при этом не следует игнорировать врачебный контроль). Ниже предлагается специальная методика тренировки мочевого пузыря, направленная на укрепление способности этого органа удерживать определенное количество мочи, или на повышение его функционального объема. Тренировка также помогает повысить чувствительность ребенка к позывам на мочеиспускание. Однако прежде чем приступать к тренировкам, взрослым следует усвоить некоторые правила, которые необходимо соблюдать при общении с ребенком, страдающим энурезом.
Первое и самое главное из этих правил гласит:

Никогда не ругайте ребенка за ночное недержание мочи! Не высказывайте ему своего раздражения — это только усилит заболевание.


Необходимо создать вокруг больного ребенка спокойную атмосферу. Для того чтобы ночной сон не был слишком глубоким, следите за тем, чтобы ребенок не испытывал эмоциональных перегрузок в течение дня.

Прекрасное средство, способное понизить дневную возбудимость — длительные прогулки перед сном, прослушивание успокаивающей музыки (классическая музыка, звуки природы — шум моря, леса и т.д.)

Не следует вести разговоры о заболевании ребенка при взрослых, особенно при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на своем заболевании, усугубит чувство собственной неполноценности.

Пусть болезнь ребенка станет его и вашей тайной. Это придаст ему чувство уверенности и защищенности.

Аля того чтобы достигнуть положительных результатов в лечении, очень важно, чтобы стремление было обоюдным. Иначе говоря, ребенок должен понимать всю важность и ответственность занятий, стремиться к излечению и верить в успех.

Если он будет относиться к тренировкам как к пустой формальности, едва ли излечение станет возможным. Психологическая установка на успех в данном случае имеет очень важное значение. Беспомощный, не верящий в свои силы ребенок едва ли способен преодолеть болезнь.

Для того чтобы повысить его уверенность в собственных силах, чаще хвалите его, не бойтесь доверять ему ответственные дела (даже не по возрасту), не заостряйте внимания на недостатках, концентрируя его на достоинствах ребенка. Пусть ребенок станет вашим незаменимым помощником. К примеру, если вы заболели, попросите его помыть посуду, полить цветы, подмести пол, принести вам лекарство. Когда лекарство поможет, обязательно следует заострить внимание ребенка на том, что это он дал вам это лекарство, т.е. косвенным образом принял участие в вашем излечении. Обязательно поручайте ребенку ухаживать за домашними животными, помогать престарелым членам семьи.

Все указанные меры должны быть направлены на формирование исключительно важной подсознательной установки: если я могу помочь другим, значит, я могу помочь и себе.


Рукоделие для дома