Проблемы переучивания

Мы неоднократно упоминали о том, что переучивание леворукого ребенка почти никогда не проходит без последствий. Взрослые часто говорят: “Я знаю переученного левшу — ничего особенного с ним не произошло” или “Меня переучили, ничего страшного”. Хотим вернуть вас к письму, которое мы уже цитировали вначале. Наша героиня внешне вполне благополучна, она закончила институт, работает преподавателем английского языка. Но это человек, который прожил жизнь “с огромным чувством вины... непонятной, но постоянной вины за то, что часто плачу, за то, что слишком ранимая... за то, что нитки сматываю “по-турецки” и белье выжимаю “не как все люди”... на правой руке у меня был писчий спазм — кисть, пальцы горели огнем, рука не могла писать”. Это пример того, как даже внешне благополучная ситуация трагична по сути.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Замечается это, когда ребенок начинает больше рисовать, учится писать, более активно действует одной из рук. Быстро замечают леворукость малыша в семьях, где это наследственное явление. Чаще всего именно в этих семьях тревожатся, что появился еще один левша; именно там стараются переучить ребенка еще до школы.

Чем руководствуются в этом случае родители? Скорее всего, хотят оградить своего ребенка от тех трудностей, с которыми столкнулись сами в школе.

Бывает и так, что о леворукости ребенка не знают ни учитель, ни родители. И долго бьются, не понимая, почему дела с письмом не ладятся, — пока не догадаются посоветоваться со специалистами.

Вите 8 лет. Он учится во втором классе. Пишет плохо, очень медленно, ряд букв — с зеркальным отражением. Трудности письма начались с самого первого дня. Во втором классе прибавилось большое количество ошибок (пропуски, замены), почерк стал еще хуже. И трудности уже не только с письмом, но и с чтением... Тестирование показало: Витя — типичный левша, да и папа у него леворукий, тоже переученный. Переучивать Витю начали лет с трех, и к школе он уже привык держать карандаш в правой руке. Но даже сейчас, при тестировании, выполненные левой рукой линии были более точными, ровными. Все движения левой рукой выполнялись без затруднений, а правой — напряженно и тяжело. Учительница не знала, что Витя левша, и считала причиной трудностей “нежелание, неусидчивость” ребенка. Мама тоже не связывала состояние ребенка и трудности обучения с переучиванием. Самочувствие ребенка было неважным: подавленное настроение, повышенная утомляемость, нарушение сна, тревожность — все признаки невроза.

Конечно, переучивать Витю вторично сейчас нельзя, иначе ему придется осваивать письмо заново, а это может кончиться серьезным заболеванием. В нашей практике было несколько таких случаев.

До школы леворукого Дениса переучивали писать правой рукой, а столкнувшись в школе со значительными трудностями, уже во втором классе решили вновь сменить руку. По мнению родителей и учительницы, это был последний шанс: речь шла о переводе ребенка во вспомогательную школу. Никому не пришла в голову мысль обратиться к врачу, посоветоваться с психологом. Решили действовать на свой страх и риск И в один прекрасный день велели Денису взять ручку в левую руку и писать только левой. И тут начались новые проблемы: у ребенка появилась дрожь в руке, когда он брал ручку, чтобы писать. Пробовали давать ручку в правую руку — тоже дрожь, и настолько сильная, что писать невозможно. Пробовали вместо ручки давать фломастер — то же самое, карандаш — совершенно спокойно! Именно это вызывало гнев и раздражение матери, абсолютно уверенной, что ребенок “притворяется”, “делает все специально”, “просто безобразничает”. Денис и раньше был плаксивым, раздражительным, неусидчивым, жаловался на усталость, головные боли, а теперь раздражительность усилилась, появилось ночное недержание мочи, при каждой очередной попытке письма ему стало судорогой сводить пальцы. Только тогда родители обратились за помощью к специалистам. К сожалению, время для педагогической коррекции было упущено, ребенку требовалось серьезное лечение, так как у него тяжелое нервное заболевание — писчий спазм. Повторная смена руки стала основной причиной его возникновения. Лечили мальчика долго, почти целый год. Мы наблюдали за ним до седьмого класса писал он все-таки правой рукой — плохо, медленно, а когда сильно уставал или нервничал, буквы превращались в каракули.

Этот грустный пример — иллюстрация неправильной тактики обучения и отношения к леворукому ребенку.

Именно поэтому мы не рекомендовали вновь переучивать Витю. Ради сохранения здоровья теперь придется смириться с неважным качеством почерка, а остальные показатели успеваемости улучшатся, как только нормализуется его состояние.
Вопрос о “смене руки” может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни!

Вот один такой случай. Мама шестилетней первоклассницы Шуры обратилась к нам в октябре. Шура с большим трудом осваивала буквы, многие из них писала с трудом, а некоторые “задом наперед” Девочка скованна, при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку и держит ее неправильно Нет ни одной ровной линии; сильно нарушены и пропорции букв. В то же время на доске мелом пишет левой рукой — и получается неплохо. На Шурину леворукость обратили внимание очень рано: в семье лево-рукие и мама, и папа. Папа все делает левой рукой, но пишет правой; а мама все делает правой рукой, но ее долго и трудно переучивали. Помня о своих собственных трудностях, мама требовала, чтобы девочка действовала только правой рукой, даже наказывала за непослушание. Годам к пяти Шура привыкла работать правой; но уже при тестировании стало ясно — качество различных двигательных действий левой рукой лучше. А вот качество письма оказалось одинаковым при работе и правой, и левой рукой (но писать-то ее учили не левой, а правой!). Так как навык письма еще не сформировался, не поздно было сменить руку. Поначалу необученность левой руки сказывалась, но постепенно все наладилось.

Виды и проявления невроза, возникающие у левшей, довольно разнообразны. Мы остановимся на них более подробно для того, чтобы вы представляли реальные последствия переучивания и опасность не казалась надуманной. В любом из этих случаев требуется лечение и постоянное наблюдение врача.

Симптомы астенического невроза — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем пробудить их внимание очень трудно; зато возникает двигательная расторможен-ность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений. А повторное переписывание только ухудшает результаты!

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Довольно часто леворуких детей беспокоят школьные страхи — перед неудачами, перед письменными работами. Дети считают такие страхи вполне обоснованными и не стремятся их преодолеть. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей. Им снится, будто их душат тетрадки; они боятся снов, в которых в преувеличенном виде повторяются дневные неприятности. Утром они встают вялыми, капризными...

У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний, как правило, он появляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хотя это плохо удается. Родители видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. А если еще и учитель требует писать правой рукой и снижает оценки за качество письма и за медлительность, у бедных левшей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности.

У переученных детей часто встречается и невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез;

но незадачи могут быть и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх неизбежности наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности... Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться — образуется порочный круг, разорвать который могут только взрослые, следуя рекомендациям психолога и врача.

У переученных левшей может появиться и невротическое заикание; оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. Особенно заметно заикание в школе; в привычной домашней обстановке оно обычно слабеет. Заикание может сочетаться со страхами, энуре-зом,тиками.

Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют состояние ребенка. “Глупости” закрепляются, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.

Известны случаи истерических неврозов у маленьких левшей, также возникающих в результате насильственного переучивания. Истерический невроз может дать о себе знать в форме истерической слепоты: дети жалуются, что не видят тетрадей, а один ребенок даже говорил, что не видит школу. Перед уходом в школу и контрольными работами может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами...

Суммируя сказанное, выделим основные признаки невроза у переученных левшей: нарушения сна; нарушения аппетита; головная боль или боли в животе; страхи; энурез; заикание; тики, навязчивые движения; повышенная возбудимость, раздражительность; укачивание в транспорте; повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; двигательное бес-покойство; вялость, заторможенность.

Во всех случаях, когда вы замечаете эти проявления у вашего ребенка (тем более переученного левши), не ждите, что все пройдет само собой, не занимайтесь его лечением сами — обязательно обратитесь за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Только врач может дать необходимые рекомендации и назначить лечение. И конечно, необходима совместная согласованная работа родителей и воспитателя. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех общих усилий.


loading...
Всего комментариев: 23 Написать комментарий
Руслан (2017-08-13 13:34:57) ответить
Определённо проблемы возникают. Тоже переученный. До 30-ти лет не задумывался как-то над этим. Всё что ни делал чаще не получалось, а когда получалось то с таким трудом что делать не хочется. Да и сейчас так же почти. Всегда возникает вопрос Да чтож делаю не так? Вроде соображаю не хуже других. Да и делаю вроде как все, а не идёт дело и всё ну или плохо идёт. Короче думаю родителям и учителям ни в коем случае нельзя вмешиваться, а лишь наблюдать какой рукой ребёнок берётся что-то делать. Ну и всячески помогать ему. Ведь когда плод будущий ребёнок формируется в животике мамы, думаю тогда и закладывается определённая программа судьбы этого малыша. И коль природой заложена эта лево или праворукость ни в коем случае нельзя это нарушать. Ведь уже известно что за левую руку отвечает правое полушарие мозга и наоборот. И вот именно здесь и лежат проблемы. Даже помню как в детстве всё дергалось перед глазами если смотреть вперёд, горизонт как качели качался Со временем прошло, но думаю именно по этой причине. И очень не приятное ощущение.
Вероника (2017-07-22 02:43:53) ответить
Меня переучили с левой на правую руку в первом классе. Сначала проблем небыло, но через некоторое время учителя начали замечать во мне вялость,нервозность медлительность письма, а еще через несколько месяцев и замкнутость. Я путала буквы местами или вовсе пропускала. С переходом в старшие классы у меня сильно изменился почерк (начала писать буквы под другим наклоном), рука сильно уставала, мне сложно было на диктантах, изложениях, чуть позже начала проявляться леворукость и стало еще сложнее, обе руки были неспособными. Мне стало сложнее мыслить, усилилось чувство нервозности, замкнутость, вернулись проблемы с грамотностью. Все надо мной смеялись. Друзей заменяли книги. У меня были проблемы с выражением мысли, я не могла внятно произнести предложение, несмотря на мою начитанность. . Переучиться на левую руку обратно не смогла. Проблемы, которые преследовали меня в школьные годы никуда не исчезли. Дорогие родители, не пытайтесь учить ребенка писать другой рукой, это к добру не приведет.
Дарья (2017-01-21 23:28:18) ответить
Добрый день моему сыну 6 лет. С 4-6 ведущая рука была левая. Потом я его переучили под правшу. Не понимала как это важно так как меня в садике в детстве высмеивали и заставляли есть правой рукой. Вот видимо осадок и остался. Сын теперь пишет правой рукой уже 4 месяца, в тетради все грязно не окуратно при этом левой писать ему стало неудобно. Не поздно ли вернуть все обратно и постепенно вернуться к левой руке. Нам через полгода идти в 1 класс.
Алексей (2017-01-02 22:44:23) ответить
каковы риски если переучиваться ходьбе с двух канаток на одну ? Буду ждать ответа.
liudmila (2016-03-13 00:56:26) ответить
мне 46 лет и переученная левша чувство вины всю жизнь при чем "все при мне как говориться" заикалась до 18 лет..... как это ужасно я помню писала очень красиво но начинала от поля тетради и полностью в зеркальном отражении и меня переучивали помню только плакала от обиды и капли слез на тетради....мамочки не переучивайте ни вкоем случае
Надежда (2014-09-07 18:42:35) ответить
Я мама у меня сын левша ему 8 лет. У нас в семье никогда не было левшей, и мы даже не могли подумать, что сын левша. До школы не было, проблем он делал, всё обеими руками и писал и рисовал то левой, то правой рукой. Когда пошли в школу в подготовительный класс учитель сказала что это не проблема будет писать правой рукой. Мальчик умненький сообразительный спокойный. Начал писать правой рукой . Пошел в первый класс и тут у нас начались проблемы. Его учителя в первом классе мы предупредили, что он левша, но пишет правой рукой. После зимних каникул стало сложнее домашнее задание мы с ним выполняли очень медленно в школе успеваемость упала в школу начал ходить как на каторгу. Мы начали выяснять в чём дело ребёнок сначала просто молчал после того как мы повели к психологу выяснилось что из за неуспеваемости корявого почерка учительница на него постоянно ругалась и оскорбляла в присутствии одноклассников. В школе был скандал, я поругалась не только с учителем, но и с администрацией школы ребёнка решили отправить на комиссию и вспомогательную школу. Мы забрали, его из той школы и перевели, в другую учитель хороший сейчас объяснили, ситуацию пока вроде бы все нормально ходит с удовольствием стал, общаться с одноклассниками даже стал, отвечать на уроках. Хотелось бы спросить. Стоит нам заново переучивать ребёнка на левую руку? Или оставить так как есть?
Лена (2013-06-02 20:24:30) ответить
Вовремя не догадались, что дочка левша. Очень рано учили ее рисовать - правой рукой, конечно, в семье нет и не было никогда левшей, кто бы мог подумать. Она и привыкла держать карандаш в правой, только ложку хватала иногда левой. Окончательно выяснилось все только тогда, когда она уже пошла в школу и стало ясно, что пишет-то она правой (левой не может, не учили), но так коряво, что просто жуть, рука дрожит и устает. Стала заикаться, чем больше пишет - тем больше заикаеися. Не знаем, что делать. Переучивать ее после того, как она с двух лет держит ручку и карандаш в левой - кажется нереальным. Да и первый класс уже закончила. Но учительница говорит, что в дальнейшем проблемы с учебой неизбежны: скорость письма низкая, плюс напряжение из-за каждой буковки, плюс заикание - что с этим со всем делать??? Обидно, когда ребенок соображает быстрее всех в классе, а вот написать не может, из-за этого мы столько контрольных провалили. Потом ей разрешили сдавать все устно. Но дальше-то так нельзя. Жалею, что вовремя это все не исправили. Мне было бы все равно, какой рукой она пишет, лишь бы ей было удобно. Я просто не знала. А теперь вот такие проблемы.
Катя (2013-03-22 04:55:23) ответить
Мне вообще интересно, зачем левшей переучивают. Какие трудности могут быть? Помню, как училась в школе и в классе было 3 левши - учителя им слова не говорили, те писали левой с самого первого дня, как им и было удобно. Потом я перешла в художественную школу, где процент левшей в классе вообще был заоблачный по сравнению с нормальной школой. Многие учителя писали и рисовали левой. Единственная трудность, с которой они встречались, было то, что не существует камер для левшей, но это-же такая мелочь. Мало того, мои левши не только писали левой, но и неправильно держали ручку. Как и я сама, впрочем. Мне 20 и захват у меня дико кривой, как может показаться. В школе, помню, на это обратили внимания, но махнули рукой, мол, потом само исправится. Не исправилось. Но с письмом проблем нет и не было, успешно занималась каллиграфией, учавствовала в конкурсах, рисую и пишу тушью, хоть при быстром письме почерк не очень красивый.
Настя (2013-02-01 22:13:28) ответить
Когда я была маленькой, я была левшой, но меня переучили, я ещё иногда могу делать ею что-то, но писать не могу, пишу я правой рукой но почерк у меня ужасный и рука очень часто устает кстати выше перечисленные симптомы у меня часто проявляются, всех врачей обегала, не когда бы не подумала что это как-то связано.
Гульмира (2013-01-23 18:48:38) ответить
Моему сыну 11 лет , он левша, мы по незнанию переучили когда в школу пошёл. Учится, можно сказать вынуждаем ( мама педагог сбольшим стажем ис высшей категорией, даже это не помогает) , раздражителен, раньше тянулся к музыке(и петь и слушать), рисовал хорошо, сейчас вижу интерес начил угасать. Не знаю от того ли всё это, что его переучили? Пожалуйста подскажите, стоит ли переучить его обратно пока ему только 11лет?
Вика (2012-12-24 15:38:09) ответить
мне 14 лет. Я переученная левша(т.е. всё делаю левой,а пишу правой).Во время письма у меня очень устаёт рука,предплчье начинает болеть. Пробовала писать левой рукой - почерк не очень хороший,но как у всех левшей в нашем классе. Я хотела спросить,стоит ли мне переучиваться на левую руку обратно? (многие симптомы из описаных в этой статье у меня прусутствуют)
Маша (2012-07-14 13:56:28) ответить
Мне 15, я переученная левша. Все делаю правой рукой, с учебой проблем нет, учусь играть на гитаре. Но после переучивания стала картавить, появились навязчивые страхи, головные боли, раздражительность, проблемы со зрением. Стоит ли переучиваться снова?
член советов (2012-02-19 22:25:11) ответить
я был упрямым левшой в детстве ,моя мать и моя учительница совершили просто титанический труд что бы меня переучить ,мать избивала меня каждое домашнее задание по русскому а преподователь навязала всем ученикам в классе что я идиот ,со мной никто не разговаривал ,постоянно дразнили и били в классе из за этого .короче из за ведущей левой руки я попал под пресс и дома и в школе ,в итоге меня переучили и поломали психологически,а рисовал и рисую я так же левой ,стоит ли писать левой щас при том что рисую тока левой правой не получается?
Вячеслав (2011-12-10 09:28:59) ответить
Здравствуйте. Мне 47 лет и я переученный левша. В детстве никакого дискомфорта из-за этого не испытывал. Только почерк плохой. Функции рук распределены приблизительно поровну. К примеру, возьмем спорт. В волейболе и теннисе ведущая левая, в баскетболе, хоккее, боксе, бильярде – правая. И так везде. Гвозди забиваю левой, а шурупы вкручиваю правой, хотя могу менять руки, но делать хуже. Бросаю камни левой, а в детстве из рогатки стрелял правой. Ножницы только правой. Но сильней у меня левая. Кто я? Слышал, что у таких, как я – проблемы. Труднее «переваривать» полученную информацию, труднее включаться в работу. Связано это с тем, что у них четко не определено доминантное полушарие. Так ли это? За собой я это замечаю. При решении проблемы могу не сразу найти верный ход, а потом прокручивая все в голове нахожу идеальное решение. Неужели все это от того, что я переученный левша? Спасибо. Вячеслав.
Никита (2011-07-06 15:10:32) ответить
15лет. Переучен на правую руку. Учиться играть на гитаре по стечению обстоятельств стал на правую руку. Стоит-ли переучиваться на левую?
Гульназ (2010-12-22 22:19:10) ответить
я переученная левша( сейчас мне 20 лет. Но оглядываясь назад я понимаю что прошла через многое. Если бы я только могла вернуться назад, просто надовала бы своим родителям по голове. Переучили меня где-то между детским садом и 1-ым классом. приходилось очень много плакать, ломать себя как личность. Это очень сильно отразилось на моей судьбе(( У меня очень большие проблемы с грамотностью. Наверно меня каждый левша поймет сколько пришлось переписать тетрадей((( мда тяжело было(((
Катерина (2010-09-20 01:30:01) ответить
С детства родители заметили за мной некую особенность:под какую руку попадется ручка,такой и пишу.Сейчас,все же определив для себя,чаще пишу правой,однако,при случайной возможности,не пренебрегаю и леворукостью.Знакомые думают что переученная,однако это далеко не так.Если вы заметите у своего ребенка этакую осособенность,не спешите с наказаниями и переучиваниями.Это вполне естественно и нет никаких симптомов,которые вызывали бы беспокойство.
Марина (2010-09-13 18:32:34) ответить
Меня переучили в первом классе, я левша и как многие, кто здесь оставил комментарии пишу теперь правой рукой, другие же дела - левой... В университете на лекциях я не успевала писать, правая рука болела до предплечья, на самом деле писала затаив дыхание, но не от старания, а от боли... Сейчас мой сынок пошел в первый класс, он тоже левша, и у меня даже в мыслях нет его переучивать на другую руку...
Фатима (2010-05-19 18:28:19) ответить
Недавно узнала,что в детстве меня переучили на правшу. Пишу и ем правой,а бытовые дела левой. Стоит ли развивать письмо левой,т.е. переучиваться снова в таком возрасте(мне 23). А симптомы правда совпадают с некоторыми моими состояниями,ужас!:)
Евгений (2010-02-11 13:26:21) ответить
Меня зовут Евгений, когда я пошел в школу в 1981 году учительница заставила родителей переучивать меня держать карандаш и ручку в правой руке, хотя я все делал левой, кое-как переучили, сейчас пишу правой, но все остальное делаю только левой, и теперь не поймешь кто я - левша или правша?
Алина (2010-01-13 16:33:07) ответить
У меня вот какой вопрос - в детском саду (я уже до него рисовала, активно работала руками, левшой в общем была), нас стали учить писать, сказали, что ручка должна быть в правой руке. Я, будучи робкой девочкой, без лишних вопросов переложила ручку в другую руку. Надо, значит надо) Так вот, мне 18 лет, пишу правой рукой, однако, все остальное (режу, шью, вырезаю, ем и т д) делаю левой. Подвержена ли я этим симптомам, если все так гладко проходит?
Иван (2010-01-01 21:27:15) ответить
поступив в аспирантуру... как молодой ученый - начал задумываться, - И почему - мне переученному левше - так непросто сосредоточиться?... - набрел на эту статью...... Внимание вопрос! А если Я - переученный левша (пишу правой рукой) - попытаюсь переучиться на левую - какие изменения это за собой повлечет? - ставлю эксперимент - посмотрим...........
Марина (2009-02-08 00:47:07) ответить
Что делать переученным взрослым? Симптомы ослабевают, но остаются.