Проявления агрессивности

Дети в двухлетнем возрасте зачастую дают своим родителям основательный повод для их беспокойства: мальчик или девочка внезапно начинают вести себя агрессивно. Многие дети становятся драчунами, таскают родителей и сверстников за волосы, бьют, кусают, больно щипают, при этом взрослые видят, что все это доставляет малышу заметное удовольствие.

Как относиться к подобным изменениям в поведении ребенка и следует ли искать в них патологию?

В определенные периоды развития агрессивность ребенка — это всего лишь проявление его чувств и инстинктов. Маленькие дети, не знающие о нормах поведения, принятых в обществе, не умеющие и не пытающиеся контролировать свои эмоции, выражают их естественно: если, к примеру, малыш голоден, он искренне сердится на мать и способен вести себя по отношению к ней достаточно агрессивно.

Несколько позже эта агрессивность принимает иные формы: он кричит, размахивает руками, угрожающе машет кулаками. В двухлетнем возрасте непосредственность выражения чувств может проявиться в том, что ребенок часто больно бьет другого ребенка, с которым играет, в том случае, если последний его обидел.

Несмотря на то, что агрессивное поведение является в этом возрасте для ребенка непосредственным средством выражения эмоций, агрессивность все же следует сдерживать и не поощрять ни в коем случае. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы им подсказали, что они поступают нехорошо.

Не следует ругать и уж тем более применять физические метолы наказания по отношению к агрессивному ребенку — это способно ожесточить его еще больше и превратить агрессивность в насущную потребность, в своеобразную меру зашиты от жестокости окружающего мира. Агрессивности ребенка следует наглядно противопоставить доброту, ласку, внимание.

Агрессивный ребенок должен понять, что своим поведением он доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

Помните: вместо того чтобы сказать ребенку: "Ты плохой", в ответ на проявления его агрессивности, следует поступить противоположным образом, сказав ему: "Зачем ты так делаешь, ведь ты же хороший, добрый! Разве хорошие дети так поступают? Посмотри, ты сделал маме (девочке, мальчику) больно. Пожалей маму!"

Научите ребенка жалеть. Заставьте его понять, как успокаивает вас его жалость, как вы нуждаетесь в ней. Никогда не заставляйте маленького ребенка забывать о том, что он добрый. Вместо наказания за агрессивное поведение практикуйте эмоциональное поощрение за проявления доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти "естественную возрастную агрессивность" и научится быть гуманным и добрым.

Некоторые дети (особенно мальчики) все же доставляют родителям много хлопот из-за постоянных драк со сверстниками. Другие дети жалуются, что ребенок их обижает, воспитатель в детском саду говорит, что с ним нет никакого сладу.

В этом случае следует понаблюдать за ребенком, выяснить, в каких случаях его агрессивность проявляется наиболее часто и ярко. Если, к примеру, ребенок склонен к тому, чтобы обижать слабых, дразнится, задирается по каждому поводу, подсознательно или осознанно демонстрируя свое физическое превосходство, значит, причины подобного поведения следует искать в собственной семье, во взаимоотношениях родителей и отношении родителей к ребенку.

В семье модель отношений складывается следующим образом: один из родителей (чаще всего — папа, но бывает и наоборот) — самый "сильный", другой — слабее, ребенок же находится в подчинении старших. Агрессивность по отношению к слабым — всего лишь неосознанное копирование ребенком модели взаимоотношений внутри собственной семьи. Особенно часто агрессию проявляют дети, которых в семье подавляют, практикуя авторитарное воспитание. В данном случае агрессия — это своеобразное "выпускание пара". Ребенок, зажатый родительскими требованиями, вынужденный строго придерживаться определенных рамок поведения, принципов, насаждаемых насильно, вымещает свою злость и обиду на других детях, более слабых и не способных противостоять ему точно так же, как он не в состоянии противостоять родителям (или одному из родителей).

Не практикуйте насильственных методов насаждения добра — это приведет к противоположным результатам.

Родителям, столкнувшимся с подобными проявлениями, следует помнить о том, что агрессивный ребенок — это несчастный ребенок. Агрессивность, по идее, состояние, противоестественное детству. По большому счету, наказывать здесь не за что — нужно просто научиться смотреть на мир глазами ребенка, понять, чем вызвано его поведение и отношение к окружающему его миру, попытаться разрушить этот своеобразный панцирь, которым ребенок, скорее всего, просто прикрывается, защищаясь от взрослого мира.

Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности в общении с ним родителей и сверстников. И все же корректировать агрессивность можно и нужно — это необходимо для того, чтобы из простой реакции на жизненные сложности она не превратилась в будущем в стабильную модель поведения, не укоренилась в характере. Для того чтобы побороть агрессивность в поведении ребенка, прежде всего следует выяснить ее причины. В каждом отдель­ном случае они могут быть разными, но в дальнейшем, после того как эти причины выяснятся, действия родителей должны быть направлены на их устранение, на то, чтобы смягчить негативные последствия агрес­сивного поведения ребенка и показать ему, что из любой ситуации можно найти выход.

После того как причины проявления агрессии и их характер выяснены, родители ребенка могут избрать одну из предложенных ниже стратегий.


Агрессия в поведении ребенка игнорируется, т.е. остается незамеченной и не оценивается никак; любое же проявление доброты поощряется всеми возможными методами.

Агрессия "выталкивается" из ребенка, т.е. в том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. В игре агрессия приобретает некий социально наполненный и оправданный смысл. Так, в игре "казаки-разбойники" агрессивное поведение ребенка, выступающего в роли разбойника, считается допустимым, и вместе с тем на уровне подсознания такая методика формирует мысль о том, что агрессия характерна только для плохих, злых людей. Во время игры, однако, не следует избегать контроля агрессивных эмоций, допускать слишком сильного их проявления, жестокости со стороны ребенка. В то же время в некоторых случаях следует предложить ребенку сыграть роль "доброго" персонажа, чтобы, почувствовав контраст, он понял, что добрым быть лучше.

На проявление агрессии устанавливается жесткий запрет. Этот метод может применяться родителями только в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакций, служит для ребенка своеобразным "развлечением".

Во всех описанных случаях родители должны помнить о том, что ребенок ни в коем случае не должен видеть у себя перед глазами "пример для подражания".

Атмосфера добрых отношений в семье служит основой того, что ребенок, преодолев определенный этап развития, научится правильно соотносить добро и зло и выберет в жизни правильные приоритеты.


Рекомендуемые статьи: Избалованность: причины и способы ее избежать .



loading...
Всего комментариев: 1 Написать комментарий
Лидия (2013-02-12 17:42:49) ответить
Отличная статья! Без лишней "воды" четко и ясно описывается методика работы с агрессией. Полезна родителям, воспитателям и молодым специалистам. Спасибо!