Леворукие дети и математика: учимся писать цифры

Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребенка 5–6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической нормой, они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Феномен зеркального письма обычно связывают с левшеством, поскольку у этих детей зеркальное изображение букв, цифр, чисел и слов может закрепиться и носить более стойкий характер. Причем в этом случае сам ребенок ошибочных изображений не замечает и поэтому не исправляет.

Вызвано данное явление, по мнению ряда специалистов, нарушениями оптико-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации в процессе становления межполушарного взаимодействия. Таким образом, феномен зеркальных движений возникает как результат функциональной недостаточности мозолистого тела, которое обычно достигает своей функциональной зрелости к 9–10 годам. Поэтому к 10 годам у ребенка количество зеркальных изображений идет на убыль.

У детей с однородным латеральным профилем, то есть с ведущими левыми рукой, глазом и ухом, зеркальные изображения недолговечны. А вот в случае несовпадения ведущих руки и глаза зеркальные ошибки носят достаточно стойкий характер, поэтому коррекционную работу по предотвращению зеркального письма необходимо начинать по крайней мере на первом этапе обучения, а еще лучше – в дошкольном возрасте.

К сожалению, встречаются и более сложные варианты зеркального письма. Поэтому надо придерживаться системного подхода во всем. Постоянно работая над понятиями право – лево, верх – низ, учить правильно писать цифры, привлекая образы и другие яркие приемы, при этом каждый раз настойчиво напоминая, что глаза и ручка по строчке движутся слева направо, причем начало строки хорошо пометить ярким значком. Движение глаз по строке надо отрабатывать специально, но лучше в игровой форме, выложив, например, строчку разноцветных кружков, когда ребенок последовательно называет их цвета. Постепенно длину строчки увеличиваем, а задание немного усложняем, то есть работаем и с целостным восприятием записи, и с каждой цифрой отдельно.

Надо настойчиво обращать внимание ребенка на неверное изображение, исправляя и придумывая, на что похожа неподдающаяся цифра, с проговариванием этого сравнения вслух.

Часто неверное зеркальное изображение букв или цифр закрепляется у ребенка именно в дошкольном возрасте, когда он сам начинает писать их. Однако на этом этапе требования к малышу существенно мягче, такие искажения вызывают улыбку, надежды на их недолговечность и в лучшем случае мягкое замечание. Однако если ребенок – левша или еще не может отдать предпочтение какой-либо руке, такое отношение чревато неприятными последствиями. Ведь переучивать всегда труднее.

Значительно полезнее порисовать эту цифру вместе с ребенком, выяснить, на что она похожа, акцентируя внимание на том, "куда она смотрит", тем более, что, услышав о важности правильного изображения, малыш сам озаботится этим требованием и будет у вас постоянно сверяться.

Поэтому при знакомстве с единичкой после выяснения того, из каких элементов она состоит, стоит обсудить, куда смотрит ее носик, а можно пририсовать цифре головку, чтобы она протягивала влево руку-палочку, – ведь такой образ цифры намного ярче и лучше запомнится. Интересно собрать ее из мозаики, что тоже поможет верно ориентированному изображению закрепиться. Собранная же из конструктора единица будет ребенком при игре повернута, что может внести ненужную сумятицу и только добавит путаницы. И задание по зачеркиванию в ряду единичек ее зеркальных вариантов цели не достигнет, поскольку образ цифры пока не закреплен.

Часто цифры у детей внешне очень похожи на изучаемые, но отличаются чем-то неуловимым, они как бы не собираются надолго задерживаться и остановились на бегу. Причина этого эффекта – в неверном направлении письма. Этакие цифры-акробаты. Девятка такого типа рисуется снизу вверх, пятерку и четверку постигает та же участь. Выращивание цифр снизу вверх очень быстро и прочно закрепляется и с большим трудом поддается коррекции. Чем это грозит, кроме неопрятности письма? Такие цифры обычно не признают клеток, что приводит к ошибкам в письменных вычислениях, они легко теряют свой облик и принимаются за другие: 9 за 0, 4 за 1. И в недалеком будущем можно ожидать полной неразберихи в оформлении работ и обидных ошибок в вычислениях, а что ожидает хозяина подобной тетради при изучении обыкновенных дробей, можно прогнозировать с грустью.

Следует иметь в виду, что шестилеткам, за редким исключением, понравятся все цифры при одной достойной, в лучшем случае. Тут стоит непростая задача закрепить именно ее, похвалив хозяйку за ее необыкновенную старательность, а если мы имеем дело с мальчиком, то попросить объяснить, как он добился такого великолепного результата. В обоих случаях будет достигнут эффект закрепления.

Интересное и трудное задание для ребенка состоит в отгадывании написанной вами в воздухе в вертикальной плоскости цифры. При этом упражнении взрослый пишет зеркальное изображение, стоя к ребенку лицом, и обычное, расположившись к ученику спиной и следя за ним из-за плеча. Начните с легкого изображения, например с круга. Если же отгадать не получается, не стоит сразу сдаваться. Дети прекрасно умеют повторять чужое движение: так они выучились ходить, прыгать, танцевать. Воспользуйтесь такой возможностью, чуточку корректируя движение малыша, и продолжайте отгадывать. Он анализирует образ зрительно, но так как следа не остается, то подключается его кинестетическая память на движение, участие которой в запоминании способа письма неоценимо. Подскажите немного, на что похожа загадываемая цифра, превратите занятие в увлекательную игру.

Совершенно сказочным занятием для старшего дошкольника, да и для первоклассника станет отгадывание цифр (букв), нежно написанных вашим пальчиком на его спинке. В этом задании изображение ребенку недоступно, используя тактильные ощущения и кинестезии, мы формируем образ в его сознании. Если с трех раз малыш не отгадал, разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне его ладошки, пусть привыкнет к ощущениям. Начав с легкого, впоследствии можно так решать примеры, писать слова. Не сделайте ребенку больно, и такое упражнение доставит обоюдное удовольствие, но если малыш сопротивляется, опасаясь неизвестного мероприятия, не настаивайте, поиграйте на вашей руке, и ему тоже захочется.

А когда материал усвоен, то рисуется "толстая" цифра, которая делится на три и более дорожек, на которых отрабатывается направление письма. Каждая из полосок последовательно, по очереди расписывается крестиками, кружочками, снежинками в направлении письма цифры. Так, при изображении четверки дорожки идут немного наклонно сверху вниз, поворачивают направо, затем по второй палочке снова идут сверху вниз. О безотрывном письме речи не идет.

Не следует расписывать дорожки изображением одной и той же цифры. Ведь ставится задача отработать направление письма и закрепить "главные точки" смены направления движения, что взрослый может ответственно контролировать даже в группе детей.

Таким образом отрабатываются образ цифры (аналогично поступаем и с буквой), направление ее письма, совершенствуется моторика, а у левшей с хорошей моторикой проблем на порядок меньше. Поскольку нет ограничения для творчества, то это же задание развивает изобретательность и эстетическое восприятие при придумывании вариантов росписи дорожек.

Читайте далее: "Трудности маленьких левшей, связанные с математикой"

Источник: nsc.1september.ru
автор: Ольга ИНШАКОВА, "Леворукие дети и математика".
статью полностью можно найти здесь




loading...
Всего комментариев: 1 Написать комментарий
marina (2012-05-31 22:53:33) ответить
леворукие дети и математика