Зеркальное изображение букв и цифр преследует многих шестилеток, хотя для ребенка
5–6 лет как зеркальное письмо, так и рисование признаны физиологической нормой,
они бывают неустойчивы и быстро исчезают. Феномен зеркального письма обычно связывают
с левшеством, поскольку у этих детей зеркальное изображение букв, цифр, чисел
и слов может закрепиться и носить более стойкий характер. Причем в этом случае
сам ребенок ошибочных изображений не замечает и поэтому не исправляет.
Вызвано данное явление, по мнению ряда специалистов, нарушениями оптико-пространственного
восприятия и зрительно-моторной координации в процессе становления межполушарного
взаимодействия. Таким образом, феномен зеркальных движений возникает как результат
функциональной недостаточности мозолистого тела, которое обычно достигает своей
функциональной зрелости к 9–10 годам. Поэтому к 10 годам у ребенка количество
зеркальных изображений идет на убыль.
У детей с однородным латеральным профилем, то есть с ведущими левыми рукой, глазом
и ухом, зеркальные изображения недолговечны. А вот в случае несовпадения ведущих
руки и глаза зеркальные ошибки носят достаточно стойкий характер, поэтому коррекционную
работу по предотвращению зеркального письма необходимо начинать по крайней мере
на первом этапе обучения, а еще лучше – в дошкольном возрасте.
К сожалению, встречаются и более сложные варианты зеркального письма. Поэтому
надо придерживаться системного подхода во всем. Постоянно работая над понятиями
право – лево, верх – низ, учить правильно писать цифры, привлекая образы и другие
яркие приемы, при этом каждый раз настойчиво напоминая, что глаза и ручка по строчке
движутся слева направо, причем начало строки хорошо пометить ярким значком. Движение
глаз по строке надо отрабатывать специально, но лучше в игровой форме, выложив,
например, строчку разноцветных кружков, когда ребенок последовательно называет
их цвета. Постепенно длину строчки увеличиваем, а задание немного усложняем, то
есть работаем и с целостным восприятием записи, и с каждой цифрой отдельно.
Надо настойчиво обращать внимание ребенка на неверное изображение, исправляя и
придумывая, на что похожа неподдающаяся цифра, с проговариванием этого сравнения
вслух.
Часто неверное зеркальное изображение букв или цифр закрепляется у ребенка именно
в дошкольном возрасте, когда он сам начинает писать их. Однако на этом этапе требования
к малышу существенно мягче, такие искажения вызывают улыбку, надежды на их недолговечность
и в лучшем случае мягкое замечание. Однако если ребенок – левша или еще не может
отдать предпочтение какой-либо руке, такое отношение чревато неприятными последствиями.
Ведь переучивать всегда труднее.
Значительно полезнее порисовать эту цифру вместе с ребенком, выяснить, на что
она похожа, акцентируя внимание на том, "куда она смотрит", тем более,
что, услышав о важности правильного изображения, малыш сам озаботится этим требованием
и будет у вас постоянно сверяться.
Поэтому при знакомстве с единичкой после выяснения того, из каких элементов она
состоит, стоит обсудить, куда смотрит ее носик, а можно пририсовать цифре головку,
чтобы она протягивала влево руку-палочку, – ведь такой образ цифры намного ярче
и лучше запомнится. Интересно собрать ее из мозаики, что тоже поможет верно ориентированному
изображению закрепиться. Собранная же из конструктора единица будет ребенком при
игре повернута, что может внести ненужную сумятицу и только добавит путаницы.
И задание по зачеркиванию в ряду единичек ее зеркальных вариантов цели не достигнет,
поскольку образ цифры пока не закреплен.
Часто цифры у детей внешне очень похожи на изучаемые, но отличаются чем-то неуловимым,
они как бы не собираются надолго задерживаться и остановились на бегу. Причина
этого эффекта – в неверном направлении письма. Этакие цифры-акробаты. Девятка
такого типа рисуется снизу вверх, пятерку и четверку постигает та же участь. Выращивание
цифр снизу вверх очень быстро и прочно закрепляется и с большим трудом поддается
коррекции. Чем это грозит, кроме неопрятности письма? Такие цифры обычно не признают
клеток, что приводит к ошибкам в письменных вычислениях, они легко теряют свой
облик и принимаются за другие: 9 за 0, 4 за 1. И в недалеком будущем можно ожидать
полной неразберихи в оформлении работ и обидных ошибок в вычислениях, а что ожидает
хозяина подобной тетради при изучении обыкновенных дробей, можно прогнозировать
с грустью.
Следует иметь в виду, что шестилеткам, за редким исключением, понравятся все цифры
при одной достойной, в лучшем случае. Тут стоит непростая задача закрепить именно
ее, похвалив хозяйку за ее необыкновенную старательность, а если мы имеем дело
с мальчиком, то попросить объяснить, как он добился такого великолепного результата.
В обоих случаях будет достигнут эффект закрепления.
Интересное и трудное задание для ребенка состоит в отгадывании написанной вами
в воздухе в вертикальной плоскости цифры. При этом упражнении взрослый пишет зеркальное
изображение, стоя к ребенку лицом, и обычное, расположившись к ученику спиной
и следя за ним из-за плеча. Начните с легкого изображения, например с круга. Если
же отгадать не получается, не стоит сразу сдаваться. Дети прекрасно умеют повторять
чужое движение: так они выучились ходить, прыгать, танцевать. Воспользуйтесь такой
возможностью, чуточку корректируя движение малыша, и продолжайте отгадывать. Он
анализирует образ зрительно, но так как следа не остается, то подключается его
кинестетическая память на движение, участие которой в запоминании способа письма
неоценимо. Подскажите немного, на что похожа загадываемая цифра, превратите занятие
в увлекательную игру.
Совершенно сказочным занятием для старшего дошкольника, да и для первоклассника
станет отгадывание цифр (букв), нежно написанных вашим пальчиком на его спинке.
В этом задании изображение ребенку недоступно, используя тактильные ощущения и
кинестезии, мы формируем образ в его сознании. Если с трех раз малыш не отгадал,
разрешите ему посмотреть, как вы это делаете на тыльной стороне его ладошки, пусть
привыкнет к ощущениям. Начав с легкого, впоследствии можно так решать примеры,
писать слова. Не сделайте ребенку больно, и такое упражнение доставит обоюдное
удовольствие, но если малыш сопротивляется, опасаясь неизвестного мероприятия,
не настаивайте, поиграйте на вашей руке, и ему тоже захочется.
А когда материал усвоен, то рисуется "толстая" цифра, которая делится
на три и более дорожек, на которых отрабатывается направление письма. Каждая из
полосок последовательно, по очереди расписывается крестиками, кружочками, снежинками
в направлении письма цифры. Так, при изображении четверки дорожки идут немного
наклонно сверху вниз, поворачивают направо, затем по второй палочке снова идут
сверху вниз. О безотрывном письме речи не идет.
Не следует расписывать дорожки изображением одной и той же цифры. Ведь ставится
задача отработать направление письма и закрепить "главные точки" смены
направления движения, что взрослый может ответственно контролировать даже в группе
детей.
Таким образом отрабатываются образ цифры (аналогично поступаем и с буквой), направление
ее письма, совершенствуется моторика, а у левшей с хорошей моторикой проблем на
порядок меньше. Поскольку нет ограничения для творчества, то это же задание развивает
изобретательность и эстетическое восприятие при придумывании вариантов росписи
дорожек.
Читайте далее: "Трудности маленьких левшей, связанные с математикой"
Источник: nsc.1september.ru
автор: Ольга ИНШАКОВА, "Леворукие дети и математика".
статью полностью можно найти
здесь