Если ребенок заикается - логоневроз у детей

  1. Что такое заикание
  2. Проявление заикания : как, когда, в каком виде.
  3. Причины появления заикания : психические, соматические.
  4. Лечение заикания : кто лечит и как .
  5. Что делать родителям заикающегося ребенка.
  6. Как вылечить заикание у ребёнка. Методика Сергея Горда.

1. Что такое заикание

Заикание (или логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность, ритмичность и плавность речи человека. Что проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется в нарушении плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логоневроза и затрудняет его лечение.

Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Заикание – самый распространенный детский невроз.

2. Проявление заикания : в каком возрасте и в каком виде проявляется.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

У девочек эта нарушение речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде.

Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

В трехлетнем возрасте у детей происходит развитие координационной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют.

Маленькие дети часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи. Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с запинками.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детьми.

Статистика такова: до 15-20% детей в возрасте до 7 лет сталкиваются с проблемой запинок (заикания). Основная часть из них избавляется от заикания при создании определенных условий. Остается 1-3% детей, которые побеждают эту проблему в юношестве или зрелом возрасте. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.


3. Причины появления заикания у детей

Наиболее распространенной причиной логоневроза является стресс.

Причины возникновения заикания разные, но имеется общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Если малыш умный и сообразительный, развит не по годам, то сложные по смыслу предложения ребёнок ещё не может чётко произнести своим недостаточно развитым речевым аппаратом - возникают запинки или неразборчивая речь. Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, на этой почве возникает НЕВРОЗ.

Также врачами замечено, что к появлению заикания могут приводить:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • попытка переучить левшу в детском возрасте;
Психологические причины:
  • психоэмоциональные потрясения;
  • потеря близких;
  • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
  • выраженное чувство обиды, ревности;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
  • чрезмерная родительская строгость;
  • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку - дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
  • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
  • перевод малыша в другой детский сад или школу;
  • переезд на другое место жительства.

  • 4. Лечение заикания: специалисты и методы лечения.

    Вылечить заикание у детей надо еще до школы.

    Лечение заикания у детей 2-5 лет проводится совместно психологом или психо-неврологом, логопедом и педиатром.
    Задачей педиатра является лечение хронических заболеваний, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок.
    Психолог помогает ребенку справиться со стрессом. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же должны участвовать в терапии.
    Занятия у логопеда помогают ребенку развивать речевой аппарат.

    Существует достаточно много методов лечения заикания:

    • логопедические уроки;
    • дыхательные упражнения;
    • компьютерные программы;
    • точечный массаж;
    • лечение гипнозом;
    • медикаментозное лечение;
    • общеукрепляющее лечение.

    На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

    Дыхательные упражнения позволяют тренировать межреберные дыхательные мышцы, мышцы живота, мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат правильно дышать и осознанно управлять вдохами и выводами. Упражнения также являются дополнительным методом релаксации.

    Для детей старше 11 лет можно применять лечение заикания методом гипноза. Врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной.

    Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, успокаивающие средства. Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Но вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

    Прогулки на свежем воздухе должны быть ежедневными. ЛФК и соблюдение режима дня также важны.


    5. Что делать родителям заикающегося ребенка.

    Чтобы помочь ребенку справиться с заиканием, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила: прежде всего - ИСКЛЮЧИТЬ СТРЕСС. Это самое важное что нужно сделать и важно сделать для ребенка.

    А также:

    • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы, ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
    • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
    • не перебивать малыша, всегда давать ему самому закончить речь, следует реже делать замечания и чаще хвалить ребенка;
    • разучивать с ребенком песни;
    • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни;
    • не допускать ссор и напряжения в семье, особенно при ребенке;
    • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
    • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора/радио в квартире;
    • исключить просмотр медиа (ТВ, радио, ютюб и т.д.) ребенком перед сном;
    • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в связи с его заиканием.

    В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:
    • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
    • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
    • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
    • короткие слова и фразы выговариваются легко.





loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*