55-я неделя: мир задач

Первый день рождения ребёнка – значительное событие. Окончание первого года для многих родителей является знаком окончания младенческого периода. Ваш ангелочек вот-вот уверенно пойдёт. Но во многих отношениях он остаётся всё тем же маленьким ребёнком. Ещё многое нужно узнать о мире, который сейчас стало возможным активно исследовать. С возможностью свободно передвигаться ребёнок накапливает всё больше опыта в том, что его интересует.

Вскоре после своего первого дня рождения, где-то около 55 недели, ваш малыш пройдёт новую ступень развития своего мышления и сможет освоить мир задач. Это позволит малышу находить собственные подходы к тому, что происходит вокруг. Внимательный родитель увидит расцвет этих новых способов мышления ребёнка.

Слово «задача» очень абстрактно. Вот что имеется в виду в данном контексте. Во время прошлого скачка развития, ваш ребёнок научился видеть последовательности – тот факт, что одно событие следует за другим или что предметы соединяются совершенно определённым образом. Задача – это более сложное образование, чем последовательность, она позволяет достичь результата разными способами. Научившись осознавать такие задачи, ребёнок начнёт понимать, что такое стирать, накрывать на стол, съесть свой обед, убрать комнату, одеться, построить башенку, позвонить, и множество других повседневных дел. Все эти дела могут быть названы задачами.

Основная характеристика задачи – что результата можно достичь с помощью разных действий, операций. Этим задача отличается от последовательности действий. Которая всегда одинакова. Пример – последовательность счёта от 1 до 10 – каждый раз одно следует за другим. Пылесосить полы – это пример задачи. Совсем не обязательно пылесосить одни и те же предметы одинаковым образом. Каждый раз вы создаёте такую последовательность действий, которая наилучшим образом подходит для этого дня, этой комнаты, этого стоящего стула, и вашего настроения. Как бы вы это ни сделали, задача, которую вы выполняете, называется «пылесосить». Таким образом, задача – это сеть возможных последовательностей, ведущих к нужному результату. Задачей может быть и «поехать в отпуск», и «сменить работу» - то есть более сложные явления.

Теперь ваш ребёнок может думать о некоторой цели, например «сходить в магазин», и знать, что это обозначает также и одевание шапочек-курточек-ботиночек, и поездку в машине. Ребёнок теперь может вам «помочь» - прибраться, выгулять собаку, отнести продукты. Он может настаивать на том, чтобы делать что-либо самостоятельно – мыть руки, кушать, раздеваться.

С переменами, происходящими в ребёнке, вы почувствуете, что он стал ещё более непредсказуемым. Действия ребёнка было легче толковать, когда они были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь мир ребёнка гибче, и одно и то же действие может работать на разный результат. Это может смутить вас обоих. Пока вы не поймёте, как ваш малыш действует, некоторые операции будут для вас непонятны, поскольку вам будет неясно, чего ребёнок хочет достигнуть. Эти изменения проявятся и в игре вашего малыша. Появится новый интерес к старым игрушкам, видна станет работа воображения, игра в целом станет более сложной.

Между 49 и 53 неделей ребёнок ощутит изменения, происходящие в его образе мира. Пока малыш справится с этими новыми сложностями, ему нужна будет дополнительная поддержка и защита, отсюда будет проистекать требовательность ребёнка и его беспокойность. Этот период обычно длится 4-5 недель, но может занять и 3, и 6. Если ваш ребёнок покажется вам болезненным, присмотритесь: может быть, таким образом он осваивает новые умения.

Признаки этой недели.

Ваш ребёнок может начинать плакать и вопить быстрее, чем обычно. Ребёнок может хотеть находиться рядом с вами постоянно, весь день напролёт. Разные дети проявляют разную настойчивость в этом своём желании, но вам может показаться, что ребёнок неугомонный, беспокойный и просто невыносимый. Обычно ребёнок плачет меньше, если мама просто рядом либо если мама занимается с ним или просто смотрит.

Как вы поймёте, что пришло время подрасти:
  • Может цепляться за вас.
    И вот опять ваш ребёнок начинает на вас виснуть – многие так себя ведут в этом возрасте. Ребёнок требует таскать его на руках или виснет на ногах, чтобы вы не ушли от него. Некоторым не так нужен постоянный контакт, и тогда они периодически приходят к маме или касаются вас. У каждого ребёнка свой способ «дозаправки мамой».
  • Может быть более недоверчив.
    Когда рядом незнакомые люди, малыш будет цепляться за вас пуще прежнего. Ребёнку снова оказываются не нужны контакты с новыми людьми, а иногда даже и с родными. Однако, есть дети, которые в этот период хотят быть только с папами.
  • Может требовать как можно более тесного контакта.
    Некоторые дети будут сидеть на руках, крепко вцепившись в маму, и не желать спускаться вниз. Есть дети, которые позволяют спускать себя с рук, но не дают уходить. Когда кто-либо уходит от ребёнка, он становится просто тираном.
  • Может хотеть, чтобы его развлекали.
    Большинство детей просят внимания. Особо требовательные занимаются этим все дни напролёт. Но даже лёгкие дети спокойного темперамента предпочитают делать всё вместе с мамой.
  • Может быть ревнив.
    Дети-собственники будут закатывать скандалы когда их матери будут просто обращать внимание на что-то или кого-то другого. Они могут притворяться больными, вредничать или пытаться причинить себе вред. Другие могут, наоборот, вести себя идеально, чтобы заслужить мамино внимание.
  • Может легко сменять настроения.
    Только что ваш ребёнок счастливо возился сам, и вдруг он огорчён, зол или в ярости – без видимой на то причины. Вероятно, вы даже не сможете понять, с чего это он.
  • Может хуже спать.
    Многие дети сопротивляются укладыванию спать, плохо засыпают, и раньше просыпаются. Некоторые меньше спят днём или хуже спят ночью, а другие просто отказываются спокойно идти в кровать в любое время.
  • Может «мечтать».
    Ни с того ни с сего, ваш ребёнок может сесть и уставиться в пустоту - как будто уйти в свой маленький мир. Мамам такие замирания совсем не нравятся, поэтому обычно выводят детей из этого состояния.
  • Может хуже есть.
    Многие дети в этот период времени – плохие едоки. Их мамам процесс кормлений даётся трудно и нервно. Те дети, которые ещё получают грудное молоко, будут чаще прикладываться – не потому, что хочется кушать, а просто чтобы побыть рядом с мамой.
  • Может стать ещё большим ребёнком.
    Вдруг в поведении ребёнка появляются такие вещи, которые давным-давно уже остались позади. Мамам это не нравится – они хотят стабильного прогресса. Но всё же в беспокойные периоды такие скачки назад – вполне нормальное явление. Они сообщают вам о том, что прогресс изменения картины мира ребёнка уже не за горами.
  • Может стать неожиданно милым.
    Ваш малыш может прийти к вам просто для того, чтобы обнять, а потом снова уйти по своим делам.
  • Может не расставаться с любимой игрушкой.
    Если у вашего ребёнка есть любимая игрушка, он будет везде её за собой таскать. Многие дети делают так, особенно если устали или мама занята. Дети могут таскать за собой мягкие игрушки, тряпочки, тапочки и даже грязное бельё. Подойдёт что угодно – главное, чтобы было мягкое и удобно было носить. Они целуют и обнимают своего любимца. Многие мамы находят это милым.
  • Может вредничать.
    Ваш ребёнок может пытаться привлечь внимания своим сильным непослушанием, особенно когда вы заняты и у вас действительно нет на него времени.
  • Может впадать в ярость.
    Если у вас вспыльчивый ребёнок, он может впадать в неистовство каждый раз, когда что-то не по его. Он может разозлиться и без видимой причины, поняв, что вы можете не позволить ему сделать или получить то, что он хочет.
Лучшие игры для этого времени

Сделай сам
Дети этого возраста обожают, когда им разрешают делать что-то по-настоящему взрослое. При этом игры с водой обычно являются наиболее любимыми. Многие дети успокаиваются, играя с водой.

Искупай куклу
Наполните водой детскую ванночку или тазик. Снабдите ребёнка мылом и мочалкой и дайте ему вымыть куклу или любимую мягкую игрушку. Мытьё куклиных волос – любимая часть игры.

Вымой посуду
Оденьте на ребёнка большой фартук, и поставьте на стул рядом с раковиной. Наполните раковину тёплой водой, дайте губку для мытья посуды и всякие безопасные предметы, например, пластиковые тарелки и чашки, деревянные ложки, а также всевозможные сита и воронки. Если вода будет с пеной, это усилит детский энтузиазм. Обратите внимание, чтобы стул оставался сухим и не скользким. Стойте за ребёнком и принимайте участие в веселье.

Помощник
Малышу может нравиться делать повседневные дела вместе с вами. Это может быть приготовление ужина, накрывание на стол, или поездки за продуктами. У каждого ребёнка появляются свои идеи о том, как он сможет помочь маме.

Распаковываем продукты
Первым делом уберите хрупкие и опасные вещи, а потом разрешите ребёнку помочь вам. Вы можете просить ребёнка приносить упаковки одну за одной, или говорить, что именно ребёнку принести. Также можно указать, куда что положить. И, наконец, после того, как он сложил всё в шкаф, попросите его закрыть двери, поблагодарите и скажите ему, какой он молодец.

Прятки
Теперь эти игры можно делать более сложными. Когда ребёнок в нормальном настроении, ему чаще всего нравятся эти игры. Приспосабливайтесь к своему ребёнку: не делайте игру слишком простой или невыполнимой для него.

Двойные прятки
Возьмите две чашки и спрячьте игрушку под одной из них. Повозите чашки по столу, поменяйте их местами. Цель здесь – не одурачить вашего ребёнка, а как раз наоборот. Убедитесь, что ваш ребёнок внимательно смотрит за перемещениями и поощряйте его находить игрушку. Щедро хвалите его за каждый успех, ведь такая игра для вашего малыша действительно сложна.

Игра со звуком
Детям нравится искать источник звука. Посадите ребёнка к себе на колени и покажите какой-либо звучащий предмет (например, музыкальную шкатулку). Потом закройте малышу глаза своей рукой и попросите кого-нибудь спрятать играющую шкатулку. Убедитесь, что ребёнок не видел, куда её спрятали, и предложите ребёнку поискать.


Из книги: Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!



loading...
Всего комментариев: 18 Написать комментарий
Женя (2017-07-13 18:25:30) ответить
Вот всё читаю... и мой ребёнок будто отстающий в развитии. Он родился раньше пдр и получается старше на 3 недели. Но вот подавиь нужный предсет / игрушку научился толтко сейчас - в 14 мес. И разобрать пакет, помыть посуду... эммм. Ну разрбрать с года он могу, но это вынлядело просто как разбрасывание продуктов, разрывание упаковок, обгрыщание их. Я с ним разговариваю с утробы, телевизора у нас нет. Но таких способностей, как пишут тут по неделям тоже нет. Я не переживаю, всему научится. Просто удивляюсь таким способным детям, которые в 7-8 мес "моют посуду" и т.п. Все разные, и не все поспевают за таким развитием, как пишется здесь... Спасибо за статьи, очень полезно, но у нас всё с задержкой происходит.
Анастасия (2017-06-01 18:56:05) ответить
Посмеялась над некоторыми комментариями =) Ребенку 1,1. Приносит мне книжку. Показывает пальцем картинки, я называю что нарисовано: Стол, стул, тарелка, яблоко... "Ням-ням", - говорит сын. Разворачивается, идет на балкон (там стоит корзина у нас), достает яблоко, приносит. Вообще ничего не понимает в его возрасте, ага. Вот уже неделю как такой требовательный стал, чуть что в крик. Вот я и вспомнила про этот график с тучками, давно сюда не заглядывала )) Всё написанное в статье в точку. Надо со звуками поиграть, не пробовали еще.
Анна (2017-02-12 11:10:03) ответить
Вероятно, дело даже не в том, что все дети разные, а в том, что все родителиразные. Одни не дают ничего делать ребенку, считая, что он еще слишком маленький, другие не говорят с ним нормальным языком, только "детским", считая, что ничего не понимает, третьи вообще рады, если ребенок сидит в стульчике или манеже и его и не слышно А меня сыну как раз 55 недель, он еще не ходит, но игры подобные ему доступны. Он все уже понимает, а слова запоминает с первого раза. Например, один раз дала поиграть шишкой, потом убирали игрушки, я попросила дать шишку, он ее нашел и мне принес. В первый раз этот предмет видел, и то запомнил! Если же каждый раз вместе разбирать покупки, то уж точно за неделю запомнит, что такое йогурт. Еще он давным-давно по просьбе приносит совок и метелочку, выполняет команды во время зарядки "перевернись на животик", "наклон-выпрямились", "дотянись ножками до палочки", сядь", "попрыгушки" и другие. Когда руки моет, выключает воду сам, робот-пылесос разрешаю ему запускать, игрушки свои сам складывает. С пола предметы поднимает на стул или тумбочку. Посуду надо будет помыть вместе самом деле, а то сама вижу, что маловато игр из рекомендуемых. Из подобных игр еще мы ёлку разбирали. Папа снимал игрушки, клал на пол, а сын их складывал в коробку (а я на видео снимала). Малыш, хоть еще только ползает, выполнил задание от начала и до конца, подошел очень ответственно, личико серьезное, занят настоящим делом!
Юлия (2016-04-04 13:12:58) ответить
Очень здорово все описано, но детки разные. Кто-то уже уверенно стоит, кто-то еще ползает. Нужно поислушиваться к ребенку. Нам почти год, тоже любим ппакеты разбирать, сумки, загружать стиральную машину, открывать-закрыаать, белье доставать, музыку включить, свет. Конечно, стоим хорошо, но мытье посуды я пока еще не доверю, а вот помочь полы помыть-эт запросто. Им так нравится учавствовать во взрослых делах) И правильно пишут в комментариях, нужно разговаривать, объяснять. Мы очень любим на все пальчиком показывать, чтоб рассказали что и как, но и сам находит то, что попросишь.
Лена (2016-02-26 14:35:11) ответить
Товарищи))) не надо понимать всё так буквально))) Конечно, малыш не приготовит ужин и не накроет на стол *как взрослый*. Но по-игрушечному - вполне возможно. Это же игра! Если дети играют в дочки-матери, это же не значит, что они *воспитывают детей*. Моё чадо "звонит" по телефону, "настраивает" радио, "кормит и плит" с чашки и ложки всех домочадцев, "моет" тряпочкой свою машину, "стирает" пыль с мебели, "укладывает спать" кукол и любые предметы, которые попадутся)))) Сегодня попробую предложить искупаться куклу))))
настасья (2015-01-19 22:42:25) ответить
Какие агрессивные комментарии..моей дочери 11 месяцев и она заползает в пакет с продуктами и иногда что то оттуда подает.думаю,к году как раз подойдем к этой ступени.дайте своим детям больше свободы и они вас удивят!если ребенок все время привязан к стулу для кормления или ходункам,то,конечно ничего подобного вы не увидите.
Ирина (2015-08-26 23:56:54) ответить
Полностью согласна! Нашему ещё нет 11 месяцев, но он помогает мне разбирать постиранное бельё из стиральной машинки. Если его попросить показать гостям грузовик или магнитики с холодильника, он это делает. Знает где красная машинка, где трактор. Играет на металлофоне, когда просишь его это сделать (сам идёт к инструменту, находит его и играет). Знает пирамидку и т.п. Они в этом возрасте способны понимать больше, чем мы думаем о них. Просто нужно объяснять.
Марина (2015-04-01 16:18:17) ответить
Моей дочке 9 месяцев, и она уже знает некоторые игрушки и может их принести. Думаю к году будем вместе с ней пакеты разбирать! :)
Андрей (2014-06-30 17:14:34) ответить
какие продукты, что за бред? сыну годик, вчера на кухне с ним сидели, пили пиво и о бабах разговаривали! сегодня он мне в инете резину летнюю на машину подбирает.
Оленька (2013-12-04 01:54:55) ответить
Все описанные игры вполне доступны для ребенка этого возраста, при условии, что с ним занимаются. Моей дочке годик и для нее за радость разобрать пакет с продуктами, помочь маме со стиркой, уборкой, принести ту или иную вещь. А если ребенку вместо общения с родителями включать телевизор, то такого результата можно и не дождаться! Согласна с Анютой, с ребенком нужно разговаривать, все объяснять. Ребенок в таком возрасте уже все понимает.
Игорь (2013-11-29 20:02:49) ответить
Вы что с ума посходили? Как годовалый ребенок может накрывать на стол, приготовить ужин??? А особенно мыть посуду, он либо упадет со стула или залезет в раковину и сам будет там купаться.
Валерия (2017-02-04 08:54:08) ответить
Первые два - это игра. У меня с 8 месяцев "пылесосит", думаю к году сможет освоить больше игр. А уж мытье посуды. Попробовать нужно, а не предположения строить. Я посуду мою с ребенком, ставлю на табуретку перед собой, он разбрызгивает воду, дастает из раковины предметы (9 месяцев). При его шилопопии других вариантов у меня нет помыть посуду. Младший брат мужа в 1,5 года уже мог намылить тарелку и сполоскнуть. Это же игра, никто не требует результата.
Анна (2013-09-15 14:56:53) ответить
Угу, у меня уже в институт поступил в этом возрасте...
Анюта (2013-08-02 19:44:16) ответить
Чтобы ребёнок вас понимал, нужно с ним постоянно разговаривать, с первого дня жизни (а лучше - ещё до рождения): называть предметы, комментировать свои действия, повторяя раз за разом - чётко проговаривая слова, не тараторя. Простые команды ("покажи собаку", "дай книжку") ребёнок способен выполнять уже в 6-7 месяцев. Моя дочь к полугоду уже узнавала с полдюжины зверей на картинке и десятка два предметов домашнего обихода. Найти и принести требуемую игрушку могла уже в 7 месяцев. Разумеется, достать из пакета, не порвав, для неё ещё было сложно, могла найти то, что на виду. Разговаривайте с детками, разговаривайте, рассказывайте, объясняйте всё, даже если кажется, что малыш ничего не понимает. В один прекрасный момент вы поймёте, что он понимает гораздо больше, чем вам казалось ))
Любовь (2017-06-14 22:25:53) ответить
Простите, а ваша дочь в 7 месяцев могла приносить нужную игрушку? Она уже ходила в это время?
Татьяна (2011-12-12 21:00:06) ответить
На мой взгляд все дети разные. Моя в 11 мес помогала мне разбирать вещи - из пакета относила и складывала в холодильник. Если называть ребенку продукты (и др.предметы), он очень скоро будет понимать о чем ему говорят. Ведь даже если он не говорит, пассивный словарь формируется.
natascha (2011-12-06 23:11:27) ответить
у меня как раз дочке исполнилось 14 месяцев.игра "распаковываем продукты" в предложенном варианте недоступна еще для таких малышей, она и разговаривать то не умеет и уж точно не поймет , если я скажу: "дай мне йогурт!". максимум - порыться в сумке ,вывалить все на пол, порвать часть упаковки пока не вывалится что-то съедобное.
Елена (2017-04-22 08:11:07) ответить
Обучай, говори с ней и все она поймет. Моей 11 мес. Большинство своих игрушек знает и если просить принесет, учили мы их названия все время пока играли, постепенно запомнила. Так и с продуктами. И вобще во всех отношениях- главное спокойно и внятно проговаривать все свои действия,ребенок слушает и запоминает!