Стереотипы мужественности - женственности


Стереотипы мужественности - женственности и "Образ Я" у подростков.
автор : В.Е. Каган

Половая дифференциация относится к числу тех универсальных явлений, которые так или иначе изучают все науки о человеке. Половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности—женственности являются прежде всего закономерностями усвоения и присвоения существующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей.

Даже в традиционных культурах, представлявших собой сакрализованные проекты и программы образа жизни и отводивших половой социализации роль введения подрастающих мальчиков и девочек в имеющем исторически сложившиеся клише будущее, социальные половые стереотипы были правилами, допускающими исключения. В условиях прогрессирующей полоролевой демократизации эти исключения сами становятся правилом, описываемым термином «психологическая андрогинность». Первоначально она понималась как сочетание у индивида высоких показателей по ортогональным ролевым измерениям мужественности и женственности, имеющее адаптивное значение. Постепенно понимание психологической андрогинности расширилось до представления о ней как о многомерной интеграции «женских» эмоциональности и фантазии и «мужских» рациональности и активности, эмансипации обоих полов.

При всей своей прогрессивности полоролевая демократизация несет с собой и немало трудностей: потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию и развитию этих новых отношений, которые к тому же постоянно корректируются жизненной практикой. Это не может не сказываться на половой социализации подрастающих поколений. По мере динамики научно-технического развития, с присущими ей миграцией и «взрывом» влияния средств массовой коммуникации сфера проявлений традиционных этнокультурных, в том числе и полоролевых, стереотипов сужается , и процесс этого сужения идет от центра к периферии. Возникают сложные коллизии взаимодействия традиционных и новых полоролевых стереотипов, резко актуализирующие потребность в сравнительно-культурных исследованиях половой стереотипизации. Без таких исследований региональная дифференциация программ полового воспитания и просвещения будет определяться в лучшем случае интуитивно-умозрительными посылками здравого смысла.

Задача настоящего исследования - изучение стереотипов мужественности—женственности и «образа Я» у подростков.

Обследовано 289 подростков в трех таких различающихся регионах страны, как Ленинград, Джамбул и г. Новые Анены. Объединение испытуемых VII и Х классов (младших и старших подростков, или, по принятому в психологии делению, подростков и юношей—девушек) продиктовано стремлением уменьшить влияние возрастного фактора и тем самым ярче проявить влияние культурных стереотипов пола.

Все испытуемые в условиях группового обследования по набору 7-балльных шкал оценивали понятия «большинство мужчин», «большинство женщин» и «Я». Шкальные оценки каждого понятия были подвергнуты факторизации по методу главных компонент с последующей ротацией в группах мальчиков, девочек и региональных смешанных по полу группах. Это дало возможность сопоставить общеполовые и региональные особенности изучавшихся характеристик у подростков. Получено 28 факторных матриц (в статье анализируется часть из них), объясняющих 58,9—78,7 % общей дисперсии. Матрицы содержали по 7—9 факторов; мы ограничимся анализом первых трех факторов, доля которых в общей информативности составляла 37,2—80,6 % и позволяла, таким образом, считать их основными.

Чтобы проследить общеполовые, выявляющиеся в разных культурных условиях особенности, мы сопоставили данные по группам мальчиков и девочек, включавших учащихся Ленинграда и Джамбула ( Таблица 1 ).

Стереотипы мужественности и женственности и «образ Я» (по трем факторам) у подростков разного пола.


  Шкалы     «Большинство мужчин» «Большинство женщин» образ «Я»
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
+ Обаятельный <—>
— Непривлекательный
  -74     +33             +35                 -60             +43    
+ Сильный <—>
— Слабый
+60               +46                 -43                            
+ Разговорчивый <—>
— Молчаливый
                                        +63     -73             +86    
— Безответственный
<—> + Добросовестный
+71                     +44                         +76     -71        
+ Упрямый <—>
— Уступчивый
                    -74                                                
— Замкнутый <—>
+ Открытый
                                                -69             +81    
+ Добрый <—>
— Эгоистичный
    -33 -56     +54 +32 +81         +52 +41             +73 -70        
— Зависимый <—>
+ Независимый
+70                         +44                                        
+ Деятельный <—>
— Пассивный
+48         +48 +39                     +71         +76         +31    
— Черствый <—>
+ Отзывчивый
    -41         +33 +58 +45                     -43 +43 +33 -65        
+ Решительный <—>
— Нерешительный
+75             +72             +80 +46     -49                     +74
— Вялый <—>
+ Энергичный
+68             +73                 +47 +60         +52 +36     +51    
+ Справедливый <—>
— Несправедливый
        -55 +78             +74     +82                 +58 -70        
— Расслабленный <—>
+ Напряженный
        -64                                 -75                        
+ Суетливый <—>
— Спокойный
                            -37 +44                                    
+ Уверенный <—>
Неуверенный <—>
+59                             +80 +57     -41                     +79
— Нелюдимый <—>
+ Общительный
                            +36         +79     -74     +35     +80    
+ Честный <—>
— Неискренний
        -55 +63         +66     +39 +84             +67     -69     +39
— Несамостоятельный
<—>
+ Самостоятельный
            +42             +74         +37 -61                        
+ Раздражительный
<—> — Невозмутимый
    +62         -53         -67                         +68            


Стереотип мужественности в восприятии мальчиков включает в себя позитивные инструментальные характеристики (решительный, независимый, энергичный, сильный, уверенный, деятельный), образующие 1-й фактор, и как бы их изнанку — негативные эмоционально-коммуникативные характеристики, образующие 2-й и 3-й факторы (непривлекательный, враждебный, раздражительный, черствый, эгоистичный, несправедливый, неискренний). При этом характеристика «эгоистичный» входит в оба негативных фактора.

В стереотипе мужественности у девочек на первый план выходят эмоционально-коммуникативные характеристики: они составляют основу 1-го фактора, окрашивают 2-й и определяют 3-й. Все три фактора как бы нанизаны на овновные характеристики (деятельный, добрый, отзывчивый), в отличие от более автономных факторов у мальчиков.

Стереотип женственности у мальчиков представлен во всех трех факторах позитивными, преимущественно эмоционально-коммуникативными характеристиками. У девочек же позитивные эмоционально-коммуникативные характеристики дополняются инструментальными (1-й и 2-й факторы), и лишь 3-й фактор, представленный негативным полюсом шкал, приближается к традиционному стереотипу женственности как не-мужественности.

Сравнивая данные по полу испытуемых, отметим несколько существенных моментов. Стереотипы женственности у них более сходны, чем стереотипы мужественности. У мальчиков стереотипы мужественности и женственности более дифференцированы между собой, чем у девочек. Негативные характеристики включены в стереотипы «своего пола», причем у мальчиков это выражено резче, что может быть связано как со спецификой реакций эмансипации в диаде сын — отец, так и с присущей этому возрасту романтизацией полового самосознания, благодаря которой стереотипы противоположного пола представлены исключительно позитивными характеристиками. Стереотипы у девочек опираются больше на эмоционально-коммуникативные, а у мальчиков — на инструментальные свойства личности.

Отмеченные особенности прослеживаются и в факторных структурах «образа Я», которые, однако, не представляют собой клише половых стереотипов. 1-й фактор отражает возрастную негативизацию «образа Я», но у мальчиков он образован в основном инструментально - атрактивными, а у девочек — эмоционально-коммуникативными свойствами. Эта оппозиция, хотя и в смягченном виде, прослеживается во 2-м и 3-м факторах, имеющих уже позитивный характер. И мальчики и девочки воспринимают себя, опираясь на общий круг личностных свойств (из 16 задействованных в «образе Я» шкал 13 совпадают), но оценивая их противоположным образом (10 из 13 общих шкал). «Образ Я» совпадает со стереотипом мужественности у мальчиков и женственности у девочек лишь по половине задействованных шкал, т. е. строится не только на психологии черт, но и — в большей мере — на психологии отношений и стилей деятельности.

Читайте продолжение статьи.


Источник : www .voppsy.ru


loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*