Детские страхи

Страхи у детей бывают самые разные: их пугает сильный шум, внезапное появление странного человека или просто незнакомца, звук спускаемой в туалете воды, пылесоса, темноты, непонятных теней и непривычного света, боятся оставаться одни, опасаются докторов и зубных врачей, животных, бродяг, наказания, школы.

Боязнь темноты — еще один часто встречающийся вид детских страхов. Как и боязнь "злых сил", она начинается в том возрасте, когда воображение работает наиболее сильно, то есть в возрасте около трех лет.Почему дети боятся темноты? Для того чтобы разобраться в причинах, нужно попытаться посмотреть на мир глазами ребенка. Темная комната для ребенка — это уже совсем не та комната, в которой еще недавно горел свет. Очертания предметов меняются, привычные ориентиры исчезают. Помещение становится таинственным и загадочным, а некоторые предметы приобретают зловещие очертания.Темнота для ребенка — это прежде всего незащищенность от зла, символ невозможности сопротивления ему.Дети в этом возрасте не способны отличить вымысел от реальности, п ...
Нарушение сна — явление довольно распространенное, особенно часто проявляющееся у детей старше двух лет. Чаще всего эти нарушения обусловлены различными психологическими причинами. В первые месяцы жизни дети еще не способны испытывать страха. Младенец испытывает лишь беспокойство как безусловный рефлекс на чувство голода или же неприятные физические ощущения (мокрая пеленка, слишком яркий свет и другие раздражители). Однако, начиная приблизительно с шестимесячного возраста, беспокойство ребенка может наполняться психологическим содержанием, т.е. ребенок начинает испытывать страх.Первые детские страхи — неосознанное переживание разлуки с матерью.В восемь месяцев большинство детей испытывает страх перед чужими, незнакомыми людьми — ...
Рисунок — это своеобразное опосредованное отражение окружающего мира глазами ребенка. Изучив рисунок ребенка, можно понять очень многое. К примеру, цветовая гамма, то есть цвета, произвольно выбранные ребенком для разукрашивания рисунка, говорят о его мировосприятии. Как правило, дети, живущие под влиянием страха, чаще используют в рисунках серые, черные и темно-коричневые тона. Именно в эти тона, говоря образным языком, окрашена их жизнь.Рисование страхов способно помочь ребенку избавиться от них. Однако не следует думать, что достаточно будет просто попросить ребенка нарисовать свой страх, и он непременно это сделает.В большинстве случае реакция детей на подобную просьбу бывает резко отрицательной. И это неудивительно — ребенок ...
Как показывают наблюдения, игра может оказать серьезную помощь в борьбе с детскими страхами вплоть до полного их исчезновения.Подвижные игры.Данный метод избавления от страхов включает в себя несколько этапов, первый из которых — это простые подвижные игры. Желательно проводить их на воздухе, но, если нет такой возможности, можно проводить и дома, желательно, в присутствии нескольких сверстников.Игры проводятся в комплексе. На первом этапе — пять простых подвижных игр, не требующих концентрации внимания. Первой может быть игра в мяч, в кегли, в воздушные шары (подбрасывание их в воздух). После того как игра с подбрасыванием предметов в воздух закончена, следует поиграть с детьми в "цепи" (дети держатся за руки; один из них, разбег ...
Метод анатомирования страхов — один из наиболее старых методов, успешно использующийся в комплексной терапии детских страхов. Те опасные и страшные качества, которые ребенок приписывает персонажу, предмету или явлению, пугающему его, зачастую появляются в его воображении только оттого, что ребенок не понимает этого явления. К примеру, дети боятся темноты, потому что не знают, что таит в себе темнота; боятся грома и молнии, не понимая, чем они вызваны, как их объяснить и т.д. Эти проблемы в познании ребенка и порождают страх.Метод анатомирования страха направлен как раз на то, чтобы восполнить эти пробелы в сознании.Трехлетняя девочка Катя очень сильно боялась собак. Из беседы психолога с ее родителями выяснилось, что в раннем детс ...
Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа. Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс ...
Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни. Только постепенно ребенок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства. Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи, болезни и т. д.Психологические потребности как источники беспокойства проявляют ...
В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего "я", понимание различий между девочками и мальчиками, отношений "взрослый - ребенок - родитель". В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии - следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки. Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ...
Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие "мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников. Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени э ...
Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 летСтрахи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и обычно встречаются у большинства детей этого возраста. Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой — такие, как рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов и т. д. Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, ...
Страх — неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведет нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим испытывать страх и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от нее, все равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И что еще хуже — большинство из них совершенно необоснованны и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых.

Страхи у детей возникают зачастую самые разные: какой-нибудь сильный шум, внезапное появление странного человека или просто незнакомца, звук спускаемой в туалете воды, пылесоса и так далее. Часто они пугаются темноты, непонятных теней и непривычного света, боятся оставаться одни, опасаются докторов и зубных врачей, животных, бродяг, наказания, школы. Кроме того, есть дети, которые боятся даже мухи, клоуна в цирке, учтивейшего из почтальонов. Можно перечислить еще дюжину самых безобидных вещей, в которых они видят что-то страшное. Короче, дети могут бояться всего на свете.

В общем-то большинство детских страхов появляется и исчезает бесследно, но нередко бывает трудно понять, успокоился ребенок или просто сумел скрыть свою тревогу. Пряча свой страх, мы, конечно, производим на окружающих лучшее впечатление, но это не означает, что мы обретаем спокойствие и уверенность в жизни. Чтобы уменьшить свои страхи, мы обычно стараемся убедить себя, будто дело не в том, что мы чего-то опасаемся, а в том, что некоторые вещи нам НЕ НРАВЯТСЯ. Но это лишь уловка, попытка обмануть самих себя. И действительно, мы можем не любить лошадей, собак, плавание, игру в футбол и так далее. Но истинная причина, почему мы не любим их, заключается в том, что мы боимся этих животных или этих занятий и утешаем себя полуправдой, стараясь не обнаружить своих скрытых страхов.

Беда в том, что чем больше страхов испытывает человек, тем быстрее появляются новые. Это прежде всего относится к ребенку, который из-за своей абсолютной беспомощности и зависимости от взрослых не умеет подавлять их. Если только кто-либо из взрослых не поможет ему, каждый новый испуг сделает ребенка еще более беззащитным перед последующим. Тут-то и кроется ключ для понимания причины страха: именно в нашем сознании, а не в конкретных реалиях, которых мы боимся, заключена причина, вызывающая у нас подобную реакцию.