Тест Гилфорда (модифицированный) на изучение творческого мышления

Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления для детей возрастной группы от 5 до 15 лет.

Исследуемые факторы:
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.
Время проведения процедуры — около 40 минут.
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).
Следует отметить, что субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.


Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)


Задача : Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.
Инструкция для испытуемого: "Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? "   Инструкция зачитывается устно.
Время выполнения субтеста — 3 мин.
При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах.
Имеются три показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n. где Б — беглость, n — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек.

Категории ответов
  • 1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
  • 2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
  • 3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
  • 4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
  • 5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
  • 6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
  • 7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
  • 8. Сдача в макулатуру.
  • 9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).
  • 10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
  • 11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).
  • 12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).


  • Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

    Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).
    За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше списком.
    За одну категорию начисляется 3 балла.

    Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

    3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

    Один оригинальный ответ — 5 баллов.
    Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

    0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

    Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

    Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

    Т 1 — суммарный показатель первого субтеста,
    Б 1 — беглость по 1 субтесту,
    Г 1 — гибкость по 1 субтесту,
    Ор 1 — оригинальность по 1 субтесту,
    n — общее число уместных ответов,
    m — число категорий,
    k — число оригинальных ответов.


    Субтест 2. Последствия ситуации

    Задача : Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.
    Инструкция для испытуемого: "Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. "
    Время выполнения субтеста — 3 минуты.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.
    Имеются два показателя.

    1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных последствий.
    1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

    Б = n.

    2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке
    30—40 человек).
    1 оригинальный ответ — 5 баллов.

    0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

    Т 2 = n + 5 k.

    Т 2 — суммарный показатель второго субтеста.

    Как и в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.


    Субтест 3а. Слова

    Модификация для детей 5—8 лет.
    Субтест проводится индивидуально.

    Задача : Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.
    Инструкция для испытуемого :1 часть. "Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». "
    На ответ дается 2 минуты.
    2 часть. "Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка». "
    На ответ дается 2 минуты.
    Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.
    Имеются два показателя.

    1) Беглость — общее число приведенных слов.
    1 слово — 1 балл.

    Б = n , где Б — показатель беглости, n — общее число слов.

    Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

    2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30—40 человек.
    1 оригинальное слово — 5 баллов.

    0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных слов.

    Т 3 = n + 5 k.

    Т 3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).


    Субтест 3б. Выражение

    Модификация для детей 9—15 лет
    Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.
    Инструкция для испытуемого : "Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами. "
    Время выполнения субтеста — 5 минут.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

    1) Беглость — число придуманных предложений (n).
    1 предложение — 1 балл.

    Б = n.

    2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело».
    1 слово — 0,1 балла.

    Г = 0,1 m. где Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.

    3) Оригинальность

    Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.
    Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

    Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных предложений.

    Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

    Т 3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет).


    Субтест 4. Словесная ассоциация

    Задача : Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.
    Инструкция для испытуемого : "Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? "
    Время выполнения субтеста — 3 минуты.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

    1) Беглость — суммарное число приведенных определений (n).
    Одно определение — 1 балл.

    Б = n. где Б — показатель беглости.

    2) Гибкость — число категорий ответов.

    Одна категория — 3 балла.

    Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

    Категории ответов
  • 1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
  • 2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
  • 3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
  • 4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
  • 5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
  • 6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
  • 7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
  • 8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
  • 9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).
  • 10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).
  • 11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
  • 12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).


  • Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз.
    Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

    Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий.

    3) Оригинальность — число оригинальных определений.

    Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек.
    Одно оригинальное определение — 5 баллов.

    0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, к— число оригинальных определений.

    Т 4 = n + 3 m + 5 k.

    Т 4 — суммарный показатель четвертого субтеста.


    Субтест 5. Составление изображений

    Задача : Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.
    Инструкция для испытуемого : "Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
    В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок."  Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).
    Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа.
    Время выполнения всех рисунков — 8 минут.


    Оценивание

    Оценивание производится по двум показателям.

    1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:

    n 1 — число изображенных элементов (деталей);
    n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4.
    Одна деталь — 0,1 балла.
    Один класс фигур — 1 балл.
    n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии).
    Одна ошибка — 0,1 балла.

    Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i ) . где Б — беглость, i — номер рисунка (от 1 до 4).

    Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

    2) Оригинальность

    k 1 — число оригинальных элементов рисунка.
    Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.
    Один оригинальный элемент — 3 балла.
    В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
    k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.
    k 2 может принимать значения 0 или 1.
    За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

    Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i . где Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4).

    Т 5 = Б + 0р.

    Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста,
    Б — беглость,
    0р — оригинальность.


    Субтест 6. Эскизы

    Задача : Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.
    Инструкция для испытуемого : "Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку."
    Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
    Время выполнения задания — 10 минут.

    Оценивание

    Проводится по трем показателям:

    1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
    Один рисунок — 1 балл.

    Б = n. где n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

    Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

    2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
    Одна категория — 3 балла.

    Г = 3m. где m — число категорий.

    Категории ответов
  • 1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
  • 2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
  • 3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
  • 4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
  • 5. Игрушки, игры (любые).
  • 6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
  • 7. Лицо (любое человеческое лицо).
  • 8. Люди (человек).
  • 9. Машины. Механизмы.
  • 10. Посуда.
  • 11. Предметы домашнего обихода.
  • 12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
  • 13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).
  • 14. Спортивные снаряды.
  • 15. Съедобные продукты (еда).
  • 16. Узоры, орнаменты.
  • 17. Украшения (бусы, серьги, браслет).


  • Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

    3) Оригинальность

    Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек).
    Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

    Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных рисунков.

    T 6 = n + 3 m + 5 k.

    Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.

    При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
    У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.


    Субтест 7. Спрятанная форма

    Задача : Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.
    Инструкция для испытуемого : "Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? "
    Время выполнения субтеста — 3 минуты.
    Стимульный материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

    Оценивание

    Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

    1) Беглость — суммарное число ответов (n).
    Один ответ — 1 балл.

    Б = n.

    2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек.
    Один оригинальный ответ — 5 баллов.

    0р = 5 k. где Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.

    T 7 = n + 5 k.

    Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.


    Источник: azps.ru , по книге Е.Е.Туник "Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты."



    loading...
    Всего комментариев: 1 Написать комментарий
    VAM (2015-02-23 02:12:27) ответить
    Все хорошо. Понятно как тестировать, как оценивать. А как интерпретировать оценки?