Когда ребенок делает первые шаги

Все мы знаем, что малыш учится ходить постепенно, сам и наша помощь ему здесь не нужна. Любые попытки помочь совершенно бесполезны, пока у ребенка не разовьются нервно-мускульные навыки держаться на ногах и передвигаться.

Перемены, которые происходят, как только ребенок начинает делать первые шаги, имеют для него большое психологическое значение. Посмотрите, что получается — пока ребенок не умеет ходить, мы радуемся любому его действию так бурно, словно это какие-то со­вершенно необыкновенные события. Когда он говорит «ма», нам слышится «мама». Когда он на что-то показывает, мы считаем это проявлением необычайного интеллекта, ликуем, что он развит не по возрасту. Во всем, что бы он ни делал, мы видим нечто большее, чем есть на самом деле. И это неудивительно, ибо таково проявление нашей любви к ребенку. И очень хорошо, что это так.

Когда малыш встает наконец на ножки и начинает ходить, мы приветствуем его первые шаги чуть ли не пушечным салютом, делаем из этого событие государственной важности. Действительно, умение ходить становится одной из самых важных вех в его жизни. Ребенок, разумеется, и сам исключительно рад, что стал на ноги, но еще больше он радуется аплодисментам родных. В этот период своей жизни родители представляются ему олицетворением любви и нежности.

К сожалению, спустя некоторое время происходят метаморфозы, которые вынуждают его совершенно изменить свое мнение. Теперь, когда дитя бродит по дому, мать обнаруживает, что уследить за ним не так-то просто. Нужно все время не спускать с него глаз. С умением ходить малыш может полнее удовлетворить свое любопытство; более того, оно даже возрастает. Ребенок начинает исследовать все уголки дома и добирается до самых разных вещей, берет их, сует в рот, из-за своей неумелости спотыкается, падает и что-нибудь разбивает. Тут мама зовет его, но голос ее звучит громче обычного, потому что она кричит из другой комнаты или из кухни. И меняется не только сила звука, но и тон становится напряженнее, и что самое печальное, мама уже не такая ласковая, как прежде. Все чаще и чаще появляется в ее словаре «нет».

Ребенок чувствует теперь, что мама не столько ободряет его к действиям, как прежде, сколько, наоборот, порицает. Очень возможно, что малыш воспринимает ее как полицейского. Но еще хуже, если мама более озабочена сохранностью вещей, а не ребенком. Малыш не может не заметить этого. Ему КАЖЕТСЯ, что она нередко предпочитает их ему, что они становятся преградой между ним и ею — барьером собственности. Разумеется, он не формирует свою мысль четко и ясно, но смысл ее именно таков: в доме есть вещи, которые мама любит больше собственного ребенка.

Понятно, что в такой ситуации малыш чувствует себя обиженным родителями. Этот конфликт становится все напряженнее и разгорается еще больше из-за многих других событий, которые происходят после того, как он сделал первые шаги. Теперь, когда он может заглянуть куда угодно, он постоянно пачкает свою одежду и руки. Хотя мама и любит его, она, конечно, не способна спокойно относиться к беспорядку, который тот устраивает, и к тому, что он вечно грязный. Многие женщины больше любят чистых детей, чем перепачканных в чем-нибудь, а ребенку трудно осознать это. Он понимает только одно: мама любит его, но в то же время, похоже, за что-то сердится. За что?

Ребенок чувствует, что, хоть он и умеет ходить, ему трудно поспеть за родителями и те иногда раздражаются, когда он отстает от них. Некоторые дети часто падают, и взрослые в одном случае ласково утешают их, а в другом — злятся и кричат, велят быть внимательнее. Случается, что иные родители к одной беде добавляют другую, крепко шлепая упавшего. Короче, все это вынуждает малыша думать, что мир в конце концов вовсе не так уж и прекрасен, как казалось поначалу.

Обычно недовольство детей, что называется, написано у них на лице. Пока они ползают на четвереньках, малыши часто выглядят невинными счастливыми ангелочками, словно на рекламном плакате. Но стоит им научиться ходить, как многие из них утрачивают выражение безмятежного счастья и смотрят озабоченно и даже испуганно.

Чтобы по-прежнему ласково обращаться с ребенком, который научился ходить, нужно поступать следующим образом:

1. В тот день, когда ребенок начал ходить, уберите все хрупкие и ценные вещи подальше, чтобы он не мог до них добраться, даже если ваш дом на время лишится украшений. Зато вы будете меньше походить на полицейского.

2 Постарайтесь застелить полы коврами. Если малыш что-нибудь и уронит, то, как правило, с небольшой высоты, и ковер может спасти эту вещь. Он поможет также сохранить в чистоте вашу мебель.

Проведите такой опыт: минут через двадцать после возвращения домой протрите подошвы ваших туфель белым чистым платком. А другим, столь же чистым, проведите по лбу и сравните. «Чернее» окажется второй платок. Теперь вы будете меньше беспокоиться, когда увидите, что ребенок забирается на диваны и кресла с ногами. Их можно испачкать только носками обуви, да и то лишь: в случае, если вы плохо почистили ее. Но это уже ваша, вина, а не ребенка.

Конечно не стоит позволять детям обращаться с мебелью подобно Тарзану с лианами в джунглях. И все-таки они непременно будут забираться на сиденья — а как же иначе им попасть на них? Кроме того, дети ведь маленькие и, усаживаясь в кресло, не достают ножками до пола, волей-неволей они забираются в него с ногами.

3. Поймите раз и навсегда: с тех пор, как ваш ребенок научился ходить, вам предстоят многие месяцы особых предосторожностей и усиленного внимания. Постарайтесь: занимать малыша какими-нибудь делами или игрушками, которые ему нравятся, чтобы не приходилось без конца одергивать его. ЭТО НА КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ приостановит его путешествия по дому, но помните, что подвижный ребенок — это здоровый ребенок


loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*