Девочка (3,5 года) пассивно ведет себя в детском саду.

ВОПРОС:

Здравствуйте уважаемая Елена Геннадьевна!
Хотела обратиться к Вам за консультацией. Я начинающий педагог-психолог. Недавно к нам в детский сад в среднюю группу пришла девочка - ей скоро (в декабре) 4 года. 2 недели как она впервые пошла в сад. Девочка ни чем не интересуется (на 2-3 минуты только и получается занять её чем-то), в игры одна или с другими детьми не играет, в занятиях не участвует (пассивно сидит какое-то время потом уходит). Только и делает, что слоняется по группе с блуждающим взглядом. На предложение поиграть или заняться чем-нибудь определённым или по её выбору отвечает отказом, мне не удалось даже взгляд её поймать. Внешне она производить впечатление "сама в себе", будто всё время не здесь находится, а ещё кажется, будто она маленькая совсем - 1,5-2 года. Может разговаривать сама с собой, кривляться, или напевать что-нибудь. Ведёт себя довольно свободно в этих своих проявлениях. В поведении не наблюдается ни скованности, ни стеснения. Легко общается к воспитателем или другим зашедшим в группу на любые темы. Из разговора с мамой узнала, что дома она также ничем не интересуется (любит рисовать смешивая-пачкая краски - это всё, что вспомнила мама), часто обижается, плачет и бывает агрессивна - щипает и толкает мать, надлюдает за реакцией. Не умеет сама одеваться, не знает цвета, не умеет считать ... возможно просто не хочет. Мама тоже не может понять - не хочет или не умеет. Мама растеряна, переживает, не знает как ей себя вести с девочкой... У неё это второй ребёнок, самой маме за 40. С первым ребёнком проблем не было - теперь он хорошо учится в школе. Мама, как мне показалось, тревожная. Ходит по разным врачам, переживая за соматическое состояние девочки. Мама смотрим на меня испуганными глазами и ждёт "помощи". Подскажите, как диагностировать отклонения, и что это за странное поведение ребёнка.
Юлия Кибирова


ОТВЕТ:

Добрый день, Юлия.
Начнем с того, какие задачи Вы перед собой ставите в отношении этой девочки?
- Помощь в адаптации к детскому саду, которая, как известно, может затянуться на период до 6 месяцев, а потом - по разным причинам - так и не наступить?
- Диагностика ее развития?
- Участие в нем?
Из Вашего описания ясно, что в настоящий момент девочка дезадаптирована к детскому саду, что вполне естественно, учитывая ситуацию, и может объяснять странности поведения. С другой стороны, не могу не обратить Вашего внимания на явно противоречие в характеристиках ребенка: невозможно поймать взгляд, "сама в себе", "всё время не здесь находится", "слоняется по группе с блуждающим взглядом" и в то же время: "В поведении не наблюдается ни скованности, ни стеснения. Легко общается с воспитателем или другим зашедшим в группу на любые темы".
Что касается умений и навыков, то здесь все зависит от того, чему и как ее учили дома. Для трехлетнего ребенка вполне простительно не уметь считать и не знать цвета. А переживающие за соматическое здоровье ребенка мамы зачастую излишне их инфантилизируют, продолжая одевать, раздевать, кормить с ложечки вплоть до школьного возраста, не приучают к самостоятельности. Девочка не без особенностей, но Вы не сможете ничего узнать о ней, пока не наладите контакт, которого, как я понимаю, еще нет. В любом случае, лучшая практика для начинающего психолога - наблюдение. Наблюдайте за поведением, реакцией ребенка в разных ситуациях и ведите подробный дневник. У Вас будет хороший материал для качественного анализа, на основании которого можно будет делать выводы о развитии девочки и процессе ее адаптации к детскому саду.

С наилучшими пожеланиями,
Филякова Елена Геннадьевна.





loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*